Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

С запада он ограничен естественным рубежом Фонтанки, а на восточной его границе, на месте нынешнего Литовского проспекта, когда-то был про­ рыт Лиговский канал, тоже зерцало вод два зеркала, отражая друг друга, образуют тоннель, уходящий в бесконечность (но мистической традиции, «заколдованное место»). Дикое место, глухое место, бесовское место за городской заставой, за зеркалом Фонтанки, за зеркальным залом Дворца Велозерских, за магиче­ ским Троицким подворьем, за домом Толстого на набережной - с анфиладой дворов, в центр которой тоже как бы вставлено зеркало. Рубеж цивилизации, край ойкумены обжитого пространства, после­ дний остров, Ультима Туле. На окраине легче сохранить тайну. Аничков дворец, который красуется здесь, затмевая собою всю прочую архитектуру, символ тайны, причем двойной. Начат он был при царице Елизавете и преподнесен в дар ее фаво­ риту и тайному супругу Андрею Разумовскому. При Екатерине II дворец куплен был императрицей для светлейшего князя Григория Потемкина - еще один тайный супруг. Интимный царский чертог. Эти лунные, полуноч­ ные сюжеты оттеняют дневное, лучезарное великолепие Аничкова дворца. Обе коронованные невесты венчались со своими избранниками ночью, сек­ ретно, под покровом темноты, в маленьких церквях, подальше от любопыт­ ных глаз (по народным мистическим представлениям, церковь в ночное, глу­ хое время обиталище призраков, неотпетых душ, где они молятся с пеотпе- тым попом). Принцессы России устраивали резиденции своих тайных («ночных») мужей у границы города, на Безымянном ерике. Экспонаты музея Питерского Зазеркалья Череп барона Дельвига, предка Антона Дельвига, преподнесенный ему Пушкиным, с приложением стихотворного послания. Туфелька Сильфиды Марии Тальони. Брошь-камея из лилового камня, под названием «Клеопатра», которую Анне Ахматовой подарил ее возлюбленный, треснувшая наискосок в день и час, когда даритель скончался. Рука мумии египетской царевны, которую одно время хранил у себя во­ стоковед Владимир Шилейко. Шкатулка, подаренная Зинаиде Райх Сергеем Есениным, разрушившая их брак. Белый цилиндр госпожи генеральши Лохтиной, из которой «изгонял семь бесов» Григорий Распутин. Белый платочек Софьи Перовской, которым она взмахнула первого мар­ та, подавая знак своим товарищам бросить бомбу в царя Александра П. Две порванные пеньковые веревки, на которых хотели, но не смогли по­ весить цареубийцу, народовольца Михайлова. Пуговица с сюртука Всеволода Гаршина, бросившегося п пролет лестни­ цы своего дома. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz