Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

ственно, стала именоваться только тогда, когда из нее принялись добывать воду для фонтанов царского Летнего сада, до того называли реку Безымян­ ным ериком. «А за Петербургом ничего нет...» Загород, в отличие от собственно города; Антигород - в пику Петербургу подлинному, Петербург-второй - позднее и дальше первого. Левый берег Фонтанки скромнее, беднее правого, как по­ дернутое рябью отражение в реке бледнее оригинала. Кажется, Муза не удо­ стаивает подобные места своими визитами - но нет, ее влечет сюда. Ибо это: Остров спасения . Десяток кварталов Ямской части - едва ли не единственный район сто­ лицы, который не страдал во время апокалипсических петербургских навод­ нений, не заливался невской водой, потопляя насельников, так как левый берег Фонтанки расположен топографически выше, чем правый. «И всплыл Петрополь, как Тритон...» - задранный хвост Тритона при наводнениях не намокал в воде, оставался сухим. И на хвосте этом, на спине чуда-юда рыбы Кита спасались петербуржцы. Неправильный квадрат между Фонтанкой и Литовским канатом (ныне засыпанным) и во всех других смыслах часто становился островом спасения для населявшей его богемы в дни испытаний он предоставлял ей кров, скромный быт и пропитание. Как странность, отметим, что магнит Трапеции притягивал писателей, поэтов, композиторов, актеров и балетных. А вот ху­ дожники, скульпторы, архитекторы селились, к примеру, на Большой Мор­ ской в монографиях об этой улице указывается более 100 их адресов (почва, что ли, там другая или иная роза ветров, соблазнительней цвет, четче перспектива, слаще или солоней вкус пространства?). Слободка кудесников . В этих выселках помещалась Дворцовая слобода, отведенная царским указом для ремесленников, обслуживающих знать, что отражено в нынешних названиях улиц - Колокольная, Стремянная, Ямская и переулков - Кузнеч­ ный, Поварской, Свечной (а были еще Скатертный, Столовый, Хлебный, Басманный...). Здесь жили умельцы, профессионалы. Самые сведущие и искус­ ные (поставщики двора Его императорского величества) лили гулкие коло­ кола, макали ярые свечи, выделывали деликатные, замшевые стремена, ткали белоснежные скатерти для столов яств земных... Все наилучшего качества. Художественная интеллигенция: поэты, музыканты, художники, артис­ ты, балетные - тоже ведь мастера своего дела (по формуле жителя Загород­ ного проспекта, из его стихотворения, написанного в фэнсионе: «...красота не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра»). Есть соблазн провести параллель между стихами и горящими свечами; сонатами и стреме­ нами; романами и звонницами... А суровое полотно в самый раз натянуть на подрамник, «чище правды грубого холста вряд ли где отыщется основа» (он же)... 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz