Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
ственно, стала именоваться только тогда, когда из нее принялись добывать воду для фонтанов царского Летнего сада, до того называли реку Безымян ным ериком. «А за Петербургом ничего нет...» Загород, в отличие от собственно города; Антигород - в пику Петербургу подлинному, Петербург-второй - позднее и дальше первого. Левый берег Фонтанки скромнее, беднее правого, как по дернутое рябью отражение в реке бледнее оригинала. Кажется, Муза не удо стаивает подобные места своими визитами - но нет, ее влечет сюда. Ибо это: Остров спасения . Десяток кварталов Ямской части - едва ли не единственный район сто лицы, который не страдал во время апокалипсических петербургских навод нений, не заливался невской водой, потопляя насельников, так как левый берег Фонтанки расположен топографически выше, чем правый. «И всплыл Петрополь, как Тритон...» - задранный хвост Тритона при наводнениях не намокал в воде, оставался сухим. И на хвосте этом, на спине чуда-юда рыбы Кита спасались петербуржцы. Неправильный квадрат между Фонтанкой и Литовским канатом (ныне засыпанным) и во всех других смыслах часто становился островом спасения для населявшей его богемы в дни испытаний он предоставлял ей кров, скромный быт и пропитание. Как странность, отметим, что магнит Трапеции притягивал писателей, поэтов, композиторов, актеров и балетных. А вот ху дожники, скульпторы, архитекторы селились, к примеру, на Большой Мор ской в монографиях об этой улице указывается более 100 их адресов (почва, что ли, там другая или иная роза ветров, соблазнительней цвет, четче перспектива, слаще или солоней вкус пространства?). Слободка кудесников . В этих выселках помещалась Дворцовая слобода, отведенная царским указом для ремесленников, обслуживающих знать, что отражено в нынешних названиях улиц - Колокольная, Стремянная, Ямская и переулков - Кузнеч ный, Поварской, Свечной (а были еще Скатертный, Столовый, Хлебный, Басманный...). Здесь жили умельцы, профессионалы. Самые сведущие и искус ные (поставщики двора Его императорского величества) лили гулкие коло кола, макали ярые свечи, выделывали деликатные, замшевые стремена, ткали белоснежные скатерти для столов яств земных... Все наилучшего качества. Художественная интеллигенция: поэты, музыканты, художники, артис ты, балетные - тоже ведь мастера своего дела (по формуле жителя Загород ного проспекта, из его стихотворения, написанного в фэнсионе: «...красота не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра»). Есть соблазн провести параллель между стихами и горящими свечами; сонатами и стреме нами; романами и звонницами... А суровое полотно в самый раз натянуть на подрамник, «чище правды грубого холста вряд ли где отыщется основа» (он же)... 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz