Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

После встречи с Мицкевичем в Петербурге (дом Дельвига на Загород­ ном) Пушкин пишет прозаический отрывок «Египетские ночи» герой его, импровизатор, сочиняет стихи на тему «Клеопатра и ее любовники». За пуш­ кинским образом Клеопатры Невы (Нины Воронской) стоит его возлюблен­ ная Аграфена Закревская. Она же стала прототипом княгини Нины из по­ эмы Баратынского «Бал» - в чертах «прелестницы опасной» тоже проступа­ ет архетип Клеопатры (еще один воздушный перелет). Композитор Аренский создает балет «Клеопатра» по мотивам этого сюжета. Михаил Фокин ставит балет. А главные партии в нем танцуют Анна Павлова и Ида Рубинштейн. Образ Клеопатры вдохновляет и Александра Блока, создавшего стихот­ ворение о восковой царице из Паноптикума на Невском проспекте. Илья Репин обдумывает новую картину на сюжет из русской истории «Иван Грозный убивает своего сына Ивана». Живописцу долго не удается найти подходящих натурщиков для царя и царевича - современные личнос­ ти (и лица) как-то все бледноваты, малоубедительны, и он уже готов распро­ ститься с замыслом. Сыскиваются обе модели неожиданно в Пале-Рояле, где Репин бывает накоротке у приятеля, художника Мясоедова. Именно в его самобытной физиономии, давно примелькавшейся, Илье Ефимовичу, слов­ но внезапно прозревшему, видится «вся низость и все величие Грозного». А для лирического неврастеника царевича Ивана позировать соглашается еще один завсегдатай Пале - писатель Всеволод Гаршин. Полотно рождает­ ся в муках - живописец терзает натурщиков многочасовыми сеансами, доводя их почти до обмороков... И вот, в галерее Юсуповского дома на Не­ вском, 84, открывается выставка новых достижений лучших российских ху­ дожников Поленова, Васнецова, Крамского, Шишкина и прочих; замыкает анфиладу комната с единственным на стене полотном Репина. Дабы увидеть самое знаменитое в русской истории детоубийство (докинематографическая эра) публика валом валила на выставку, на Невском дежурил отряд конной жандармерии, силой сдерживая толчею большего энтузиазма в те годы не вызывала ни одна картина. Такое вот эхо... Мастерски выполненные портреты Репина вызвали в современниках не только восхищение, но и мистический страх. Немало тех, кого он рисовал, умерли вскоре после завершения сеансов, среди них Всеволод Гаршин и еще двое жителей нашего фэнсиона: Федор Тютчев и Пелагея Стрепетова. Есть намеки в дневниках, письмах знакомцев, что Илья Ефимович, со­ здавая «удивительно живой» потрет, отнимал часть жизненных сил у моде­ ли (наша старая тема: судьба художника, «Портрет», доставшийся гоголев­ скому Чарткову...) Или, вернее того, каким-то высшим чувством художника (не отдавая себе в этом ясного отчета) прозревал он скорую гибель человека и торопился запечатлеть его облик для потомков. Так или иначе, от высокой чести обрести бессмертие на полотне Репина кое-кто (из особо внушаемых) с трепетом отказался. Картина же «Иван Грозный, убивающий своего сына» вообще имеет дур­ ную славу у музейщиков, навевает-де она необъяснимую тоску тому, кто 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz