Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

имеется: она в интонации Дальского, в его лице. Чудовищный, чудодействен­ ный Мамонт. Не словами объяснил, а всем собою. Позднее «императрица сцены» Мария Ермолова, впечатленная исполне­ нием роли Грозного в «Псковитянке», спросит певца: - Откуда у вас все это?! - Из «Пале»... - загадочно ответит Федор Иванович. С полюбившимся ему волжанином Дальский занимался около года. По­ ходка, жесты, пластика, интонация, владение собственным телом: ногами, руками, пальцами, шеей, головой, а также «внутреннее видение» образа... магия, ворожба, приворот... В какой-то момент казалось, что все напрасно, оба отчаивались, упрекали друг друга в тупости и вздорности (употребляя «русские» нецензурные варианты этих выражений) в номере Пале гро­ мыхали мефистофельские скандалы. Потом мирились, «во имя святого ис­ кусства». Ключом к обретению власти на сцене оказалась-таки эмоциональ­ ная окраска слова. «Интонация твоего персонажа фальшивая, вот в чем штука», - как-то раз объявил Шаляпину Дальский, и именно эти слова что-то прожгли в уче­ нике. «Он вспыхнул от стыда». Все лишнее, случайное в нем занялось синим пламенем и выгорело. Осталась востребованная профессией гениальность. После этого памятного момента жизнь преобразилась в считанные неде­ ли: приглашение в Москву, в частную оперу Мамонтова, успех, слава, три­ умфы... Возвращение в Мариинку уже владыкой, волхвом (полное имя былинного Вольги: Волхв Всеславович..,) Когда он, бывало, іремел на аван­ сцене, пред широкой публикой, волна восторгов, казалось, подымала его в воздух... Дружба с ключевыми фигурами эпохи. Погружение в стихию счас­ тья с невестой, «золотым ангелом, Иолиной». Италия, Париж... Взрыв сверх­ новой звезды по имени Шаляпин. Эхо фэнсиона разносит по свету темы, впервые прозвучавшие из уст Александра Сергеевича. Что, впрочем, типично для всей русской культуры, ведь Пушкин, как известно, «наше все», Солнце. В Михайловской ссылке он пишет трагедию «Борис Годунов» («Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»), по возвращении в Петербург читает ее своим друзьям Дельвигу и Баратынскому в доме на Загородном, 1. Далее эхо рас­ пространяется уже, в основном, по «воздушным путям», сквозь время и пространство. Мусоргский (никогда не встречавшийся с Пушкиным и Дель­ вигом) сочиняет оперу «Борис Годунов» по мотивам поэмы, наигрывает ее темы в доме Римского-Корсакова на Загородном, 28. Корсаков заканчивает оркестровку сочинения умершего Мусоргского. Шаляпин (снимавший номер в Пале-Рояле на Пушкинской, по не знакомый с Мусоргским) разу­ чивает партию Бориса Іодунова. Помогает ему войти в образ Мамонт Дальский. Пушкин публикует «Русалку». Даргомыжский (житель Николаевской улицы, имевшии с поэтом лишь мимолетное знакомство) сочиняет оперу на сюжет поэмы. Шаляпин исполняет в ней партию Мельника- 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz