Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Мамонт Обитатель Пале Мамонт Дальский (во святом крещении Мамант есть такое православное имя, Мамант Дмитриевич Неелов) честно заслужил зва­ ние «российского Кина», по талантливости и беспутству. (Эти пышные, на­ рядные псевдонимы и скрывающиеся за ними «жалкенькие» крестьянские фамилии - Сариотти-Сироткин или вот Дальский-Неелов. Брат его, тоже артист, «звезда подмостков Жмеринки и Винницы», украсил себя фамилией Ланской, сестра звалась Магдалиной: Магдалина Неелова, эдакий сентимен­ тальный бурлеск). Слава, леп<о приходившие и уходившие деньги, скоропалительные связи, непрочные браки (и том числе и с богачкой, графиней Стенбок-Фермор) - лог сакраментальные составляющие Мамонтовой судьбы. Только Дальский мог выйти на сцену пьяным в лоскут, понести околесицу от лица древнего царя или героя, обругать партнеров непечатными словами и только его за это не выгоняли с треском из труппы. Ценили. Один он был такой. Все скандалы выкупались неслыханной, невиданной до тех пор силой почти гипнотическо­ го воздействия на зрителей. Хор современников. «...И как живой встает передо мной Мамонт Дальский - демонический, огненный образ в темную эльсинорскую ночь, блестящий артист со сверка­ нием молний в темных очах. В нем были захватывающий убийственный тем перамент и бездонная гамма трагических переживаний. Его ритмика и сила могли быть сравнимы с гибкостью и эластичностью тигра... У Дальского было много врагов в жизни, но не было врагов в зрительном зале. Могучая сила темперамента, правда проникновения в самые глубины человеческой души, “игра нутром", которая зиждилась на основе большого умственного труда. Он покорял присущим ему трагизмом; била ключом нервная мощь... Знаме­ нитый монолог Гамлета: “Сегодня ночь такая - могилы выпускают мертве­ цов. Ад исторгает ужасы” - произносил артист непередаваемым вкрадчиво­ хриплым шепотом, слышным в самых дальних углах зала. И лишь на слове “ад” срывался на фальцет, от которого у зрителей шевелились волосы на голове.... У него был необыкновенный голос - выражающий малейшие от­ тенки, у него были особые жесты, у него были “говорящие, поющие, крича­ щие” паузы... Он умел не “показать” - внушить зрителю все свои эмоции...» Что режиссеры с их «идеями», начальство с разносами, критики с була­ вочными уколами, коллеги со сплетнями - не принимал во внимание. «Я не для них играю, а для публики». «На то я и царь, чтоб плевать на простой народ». I о швырялся деньгами, как миллионщик, то стрелял у суфлера третпку на обед. То делался на час неправдоподобно добр, то по макушку погрязал в пороке. «Ты не прав!» говорили ему. «Я всегда прав, даже если и не прав, потому что я Мамонт Дальский», В конце концов, его все-таки выжили из Александринки, грубо уволили приказом директора, не дав написать проше­ ние об отставке, что возмутило даже товарищей по труппе, которые перед 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz