Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

слезы и экстаз, истязания и нежность; в сравнении с этой забавой все прочее на свете пресно. Палем всякий раз клянется самой себе, что больше не придет к мучителю. Но, получив очередную записку от него, как наркоман при виде дозы, не может бороться с зависимостью. Она пытается уверить себя, что он по-прежнему любит ее, что он ни в чем не виноват, это только мать и его приятели пытаются их разлучить. Несмотря ни на что, не теряет надежды на скорую свадьбу... Сверхценная любовь, любовь-мания - тот сорт любви, который, по справедливости, следует считать вариацией саморазру­ шительного поведения, отсроченным самоубийством (как алкоголь, нарко­ тики, преступность). Палем поселяется в Пале-Рояле. По свидетельству соседей-жильцов, де­ вушка получала много денег и все отдавала «обожаемому Саше». «Прекрас­ ная скромная молодая особа, красивая брюнетка высокого роста с пышными формами, с кротким характером и большими средствами» (так характеризу­ ет ее администрация гостиницы) однажды покупает револьвер и стреляет в «обожаемого». «Как узнали в Пале-Рояле об убийстве, все плакали по ней, начиная с управляющего, швейцара и кончая посыльным, стоящим на соседнем углу»,- это пассаж из речи Карабчевского, известного адвоката, защищавшего Оль­ гу. Он доказывал, что есть обстоятельства, при которых долговременное уни­ жение становится нестерпимым, происходит взрыв. Что в судах человече­ ских слишком часто «безразличие судит страсть, здоровье - клеймит бо­ лезнь, благополучие - предает анафеме горькое горе». Что душа, доведенная до «бытийных пределов», достойна милосердия. В пользу Ольги дали пока­ зания на суде и поэты, художники знаменитой гостиницы, где она жила. Все это произвело впечатление Палем была оправдана присяжными, кассаци­ онный суд приговорил ее только к 10 месяцам тюремного заключения. У час ти петербургской публики это вызвало даже возмущение - так Суво­ рин, глава «Нового времени», иронизировал в редакторской статье: «Суда­ рыня, мы разрешаем вам убить своего любовника, если он на вас не женит­ ся». Но проклятые поэты Пале аплодировали состраданию присяжных - Пушкиным завещанной «милости к падшей». Валентин Пикуль, написавший в конце XX века роман на этот сюжет, назвал его «Ступай и не греши». Так Иисус напутствовал блудницу, кото­ рую спас от мучительной казни: «Кто из вас без греха пусть первым бросит в нее камень». Мистический смысл ситуации . Сама любовь, как великая и разруши­ тельная сила, сами жизнь и смерть врываются в искусство, в «башни из слоновой кости» палероялъеких эстетов. И искусство не брезгует - жиз­ нью, смертью, любовью почвой, па которой стоит. В основе любого чуд­ ного вымысла лежат страдания; утонченная лирика произрастает на крови. «Не без греха» была вся художественно-артистическо-поэтическая пуб­ лика Пале-Рояля, но и «не судила». 275

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz