Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Предыстория уголовного дела такова: в севастопольском бедном детстве героиню звали Мириам, тяготясь патриархальными порядками правоверной еврейской общины, она в 16 лет ушла из дома, приняла православие. Ольга (такое имя ейтдают при крещении) приезжает в Одессу, пытается устроиться горничной, продавщицей, но, неспособная к грубому труду, вскоре оказыва­ ется на улице, без средств к существованию. Как многие, Палем находит выход, поступив на содержание к богатому негоцианту, который, впрочем, относится к ней по-отечески и даже обеспечивает ей денежное пособие, когда связь прекратилась. Она ведет жизнь... не куртизанки, нет, но легко­ мысленной молодой женщины. В доме, где она снимает квартиру, обитает еще почтенная вдова с двумя сыновьями. И вот, самым сакраментальным образом, Ольга Налом влюбляется в старшего из них, Александра. Тип, изве­ стный по бульварным романам, но вполне жизненный - красавец, смолоду избалованный женщинами - «низшей расой», эмоционально неразвитый и инфантильный. Мать поначалу смотрит на связь сына благосклонно: он обихожен бога­ тенькой барышней. Довнар с невенчанной женой переезжает в Петербург, становится сперва студентом-медиком, потом решает учиться на инженера. Ольга и Александр живут в одной квартире, их все считают супругами. Далее происходит обычная история - вместо того, чтобы жениться на обожающей и как будто любимой им самим женщине, Александр Довнар решает, что без нее ему в жизни будет веселей. Может быть, она испугала его своей безмерной страстью. Чувство, переполняющее Ольгу, эквивалентно душевной пустоте ее избранника потому-то и не глохнут отношения, а проваливаются в ад, вскоре уже привычный, каждодневный, бытовой. Он уходит, исчезает на несколько дней, потом опять является. Посещает пуб­ личные дома (только па суде она узнала, что жених подцепил дурную бо­ лезнь, каковой факт не пометал ему сожительствовать с нею). Она требует от него выполнения обязательств «честного человека». Он дает новые обеща­ ния, чтобы только ее успокоить. Она верит, не верит, снова верит. «Маленькие свидетели» - горничные, кухарки, дворники - повествуют об истериках, обмороках, драках, демонстративных попытках отравиться и выброситься из окна. Безобразные сцены сменяются патетическими примирениями. За год такой жизни Ольга превращается в психически неадекватное существо. Новый подленький поворот: судебный исполнитель, по доносу Довнара и его матери, попытался выселить Ольгу из Петербурга как проститутку. Палем раздавлена предательством. Но слишком уж грязное дело ректор Института путей сообщения, где учится Довнар, вызывает к себе студента, читает ему мораль, пытается пробудить у него чувство чести. Напуганный неожиданным поворотом дела, оглаской, Довнар бросает сожительницу (она падает ему в ноги, умоляет не уходить), прячется от нее, не выдает своего нового адреса. И все же, он время от времени снова назначает Ольге свидания. Садо­ мазохистская эта «любовная патология» порабощает обоих. Ласки-пытки, 274

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz