Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

стой, предлагает «вместе дарственно ступать по жизни». Но ту г Рубинштейн решительно его обрывает, к такому повороту событий она не готова: «Я ни с кем вдвоем ступать по жизни не могу». Много лет спустя, Волынский, так и не забывший «осажс», посвятил Иде очерк: «Девушка эта претендовала на репутацию сказочного богатства и ослепительной красоты. О богатстве ее распространялись легенды... Девушка мечтала стать преобразовательницей театра и воздвигнуть для него здание из розового мрамора. Этот театр из розового мрамора был тогда у всех на устах... Это была действительно краса­ вица, декоративного, ослепительного типа, сошедшая с полотна одного из художников французской Директории... Все, окружавшие Иду Рубинштейн в тогдашних театрально-литературных кругах, казались ее лакеями, даже Фокин и Бенуа...» Возлюбленных (самых знаменитых знаменитостей, обоего пола) в ее жизни было достаточно, но любви к ним она так и не испытала, словно, и вправду, сделана была не из плоти и крови, а из мрамора. Полагала себя «выше чувств». Как, утешая себя, писал поставленный на место Волынский, «безумной и кровопролитной любви Иде Рубинштейн и не нужно. Довольно и той широ­ кой, почти мировой известности, которая окутывала ее имя и создавала из нее такой пышный, роскошный, великолепный и незабываемый цветок» (увы искусственный. О. М.). Ида - эманация Клеопатры - была достоверна в этой роли! Хотя никто не погиб из-за ее любви, вернее нелюбви, потому что она никого не любила. Никого, кроме самой себя. В каком-то смысле, «Дева розового мрамора» яви­ лась двойником Зинаиды Гиппиус, авторши запоминающейся строки: «Я сам себя люблю, как Бога...». Комментарий фэнсионера. «Полюби самого себя, и это будет началом романа, который продлится всю жизнь» - требовал Оскар Уайльд, адепт эстетизма. Но и эта, казалось бы, неуязвимая любовь полна боли и преда­ тельства. В мире искусства артист, влюбившись в свою маску, жертвует во имя ее собой единственным. Порой его связывают с имаджиной еще более разрушительные отношения роковая (почти раковая!) взаимоза­ висимость. «Дева розового мрамора» не погребла ли под собой, как над­ гробная статуя, истинную Иду, из плоти и крови? «Маленькую Иду» (из Андерсена), с живыми цветами... «Заблудшие души» Пале-Рояля, вопреки всем урокам жизни, обожеств­ ляли безумную и роковую любовь. Они готовы были, несмотря ни на что, оправдать ее явление «в этот грустный мир». История любви. О деле девицы Ольге Палем, убившей своего любовника студента Алек­ сандра Довнара выстрелом из револьвера и пытавшуюся застрелить себя, писали несколько месяцев все столичные и даже провинциальные газеты. Убийство произошло в номерах «Европы». А обитала убийца в страннопри­ имном доме нашего фэнсиона, Пале-Рояле. 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz