Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

не можем понять новый выход Серова и. его озарения», - сокрушался по этому поводу Владимир Соловьев, член общества преподавателей графиче­ ских искусств.) Современниками портрет воспринимался, как пощечина об­ щественному вкусу: «стальное тело, напоминающее кузнечика», «карикату­ ра на женщину» и даже «гальванизированный труп»... Картину буквально выбрасывали из Русского музея, и только внезапная кончина Валентина Серова в мгновение ока превратила ее из непристойного курьеза в посмерт­ ный шедевр. Как важно для художника найти свое время, свою минуту! А познакомил Иду и Серова обитатель Пале Лев Бакст - И. Р. была в ту пору Музой мирискусника, сводила его с ума «ирреальной внешностью, не­ винной и греховной одновременно»... Кстати уж тут о внешности. Она Иде Львовне досталась «нестандарт­ ная», чтобы не сказать, безобразная: худа, безгруда, крупнорота. Но - самые фешенебельные парижские туалеты, щедрая косметика («наштукатуренное» ее лицо напоминало порой лик мраморной статуи), изумительные куаферы... Любая заблестит, за такие-то деньги. Но нет, не в дамских ухищрениях дело, в самой Идиной личности, в ее силе. Главное желание, а люди видят - даже не то, что хотят видеть, а то, что хотите Вы. Первый закон розового мрамора: коли желаешь иметь громкий успех у мужчин, славу неотразимой красавицы, надо уродиться некрасивой, почти уродом. Отталкивающие внешние данные непонятным науке (мистическим, что ли?) образом, чем хуже, тем лучше трансформируются в наипритяга­ тельнейшие. Автор не в первый раз наблюдает в нашем фэнсионе сей фено­ мен (Полина Виардо, Лили Брик...). Итак, девушка с нестандартной внешностью, но из богатой семьи (отец заработал миллионы на торговле зерном) с детства имела возможность брать частные уроки театрального искусства у лучших педагогов, среди которых нельзя не упомянуть Веру Комиссаржевскую и Мейерхольда. С голосом и слухом, увы, у однофамилицы великого музыканта были проблемы - не петь, не говорить на сцене так, чтобы это было слышно дальше 2-го ряда партера, она не могла. Значит - движение. Балет? Но у станка хореографической школы Ида никогда не стаивала (Фокин, правда, дал ей несколько уроков в Швейцарии, поразившись успехам неофитки.). В 39 лет встать на пуанты, изображая на парижской сцене юную охотницу, Артемиду Зевсовну, согла­ ситесь, для этого нужно большое личное мужество. Изобретенный Идой жанр сочетал в себе пантомиму, десяток па из классического наследия и просто умение замирать в эффектных позах - танцем это назвать можно было с большой натяжкой, однако драматический образ «лепился»... Первый свой крупный успех Рубинштейн познает в Париже, в знаменитых «Русских сезо­ нах» Дягилева. Ее Клеопатра на музыку Аренского затмила, было, саму Анну Павлову, оказавшуюся на сцене в прислужницах Царицы Египетской. Безусловно, в виртуальный синтетический образ Клеопатры, сложившийся в нашем фэнсионе (астреллу), Рубинштейн внесла собственные сочные черты. «В ней чувствовалась та иудейская раса, которая пленила древнего 271

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz