Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

сыщется материала для эссе о такой любви. Начиная, как всегда, от Пушкина («Любите самого себя, любезный мой читатель» это его формула). Пер­ вый, один из трех, священных заветов Валерия Брюсова (гостя фэнсиона) молодому поэту, «юноше бледному со взором горящим»: «Никому не сочув­ ствуй / Сам же себя полюби бесконечно». Гумилев, человек глубоко верую­ щий, рассуждал, бывало, что заповедь господняя «возлюби ближнего своего, как самого себя» и подразумевает, как составляющее, любовь к самому себе, а стало быть, является христианским долгом. Кто сам себя не научился любить не сможет полюбить и другого. «Декадентская мадонна», по воспоминаниям современников, на поэти­ ческих вечерах выходила на сцену в белом хитоне, с лилией (двойпица!) в руках и провозглашала молитвенно: «Я сам себя люблю, как Бога». Но по­ любить ближнего, столь же безусловно и беззаветно, как саму себя так никогда и не случилось. Это стихотворение посвящено одному из «нелюби­ мых возлюбленных» Зинаиды Гиппиус Антону Владимировичу Карташеву, философу и историку религии (жителю нашего фэнсиона - в его квартире на улице Ямской в те годы существовала люсия «Карташевские литератур­ ные вечера», где бывали многие обитатели Пале-Рояля): Окно мое лысоко над землей, Высоко над землей. Я вижу только небо с вечернею зарей, С вечернею ларей. И небо кажется мне пустым и бледным, Пустым и бледным. Оно не сжалится над сердцем бедным. Над моим сердцем бедным... И плачу я без слез о неверном обете, О неверном обете. Мне нужно того, чего пет па спстс, Чего пет па свете. Зыбкий, качающийся ритм... Комментарий фэнсионера. Любовь, откликнувшись шестикратным эхом, вернулась к своему истоку - к душе, в которой она возникла. К самой себе, как единственной реальности в мире. Дева розового мрамора Ида Львовна Рубинштейн известна нам по знаменитому портрету Ва­ лентина Серова, где она изображена «в костюме Евы», с разноцветными пер­ стнями на ногах, что могло бы в ином случае выглядеть претенциозно, но талант Серова и исключительная декоративность его модели создали образ художественно убедительный. Жизненный и притом почти астральный («Мы, реалисты, верующие только в телесность, окрашенную слегка интимностью, 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz