Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

и декадентская Мадонна. «Женщина, сошедшая с полотен Боттичелли...» «высокая стройная, с длинными золотистыми волосами и изумрудными гла­ зами русалки...» сю восхищались обитатели Пале. Впрочем, кроме востор­ гов она вызывала ненависть - за мужской, циничный ум, которым щеголяла, и за особую «завороженность» самою собой. Педалировала «отсутствие пред­ рассудков». Многих унижала, уничтожала критикой. Именовали ее также «Осой в человеческий рост», «Сатанессой». И «Белой Дьяволицей»: опол­ ченку против православия, посягнувшую, не более, не менее создать соб­ ственный христианский культ. Спутниками Гиппиус в сакральном браке втро­ ем (мистическом триумвирате, троебратстве) были два Димитрия, Мереж­ ковский и Философов (тема Треугольника, вписанного в Трапецию). В дневной, не-сновиденческой жизни Гиппиус влюбленности никогда не пе­ реходили в собственно половую любовь - не отвечало сие принятым ею ре­ лигиозным постулатам. Поцелуй как венец чистых, небесных отношений она еще признавала, по дальше ни шага в сторону «темного, плотского». Призна­ валась, что любовь для нее кончается в «феврале», март ни разу ни наступил (но что у других людей любовь, пусть в апреле, пусть в мае или в августе рано или поздно тоже заканчивается). Даже идеальный союз ее с Мережков­ ским (они жить не могли друг без друга, не расставались, как в сказке, ни на один день) был «белым». Идеал Мадонны не должно сочетать с «идеалом содомским». Но влюблялась «зеленоглазая наяда» (из стихов Блока) часто и даже, как говорили, принуждала возлюбленных отдавать ей свои обручаль­ ные кольца, которые носила на груди, нанизав на цепочку. В античности такие женщины, как она, назывались авлетридами - утон­ ченными подругами выдающихся людей своего времени. Авлетриды поддер­ живали вокруг себя атмосферу любовного состязания, вдохновляя мужчин- соперников на поиски истины, красоты и тем много поспособствовали раз­ витию мировой культуры. Гиппиус в !Іале-Рояле, королевском дворце богемы, окружена была трубадурами: сам Александр Блок среди них - он посвящает Зинаиде стихи («Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек...»), а также литератор Федор Червинский, историк Антон Карташев... Заинтригован был наядой и Лев (Леон) Бакст, автор знаменитого ее пор­ трета. На Бакста она жаловалась, что ему нужны в ней не ее сердце и не ее ум, а только ноги, изящные «декадентские» ножки, которые он с почти куль­ товым поклонением воспроизвел на полотне (продолжение темы Пушкин­ ских ножек). Карташев впоследствии отличит одну из сестер Зинаиды, млад­ шую из «грех граций Гиппиус», Наталью. Минский же в ту пору женат был на молоденькой кокетливой Бэле Вилькиной, которой, притом, удалось влю­ бить в себя Розанова. Вторым браком Минский (уже в эмиграции) женится на Зинаиде Венгеровой, сестре пушкиниста Венгерова (тоже жители нашего фэнсиона их квартира была на улице Коломенской). А интимным конфи­ дентом I иппиус станет Борис Савенков, он же Ропшин, женатый на дочери Глеба Успенского Вере (их Петербургский адрес - улица Троицкая). Можно отслеживать и дальше это двойное и тройное ... шестикратное эхо. Зинаида Николаевна кокетничает не только своей красотой, но и демоничностъю. 268

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz