Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Поэтов нашего фэнсиона не раз посещали ангелы-хранители, посланцы милосердного Господа в образе возлюбленных, невест и жен. Лиля Брик яв­ лялась агентом совсем других сил, многолетние связи ее и Осипа Брика с ЧК ОГПУ НКВД несомненны. Есть свидетельства, что была она в пол­ ном смысле колдуньей, гипнотизершей, умела с помощью волшебного слова Крэг! подчинять людей своей воле. Имя Лилия не случайно совпадает с име­ нем Зеркалины: как-то исхитрялась она вставлять осколки кривого зеркала в глаза людям. Что уж поэты, художники! самого Сталина-Вия трижды обвела вокруг пальца. Онтологически женский тип Лили Брик восходит к образу Клеопатры, любовники которой платят жизнью за ночи с ней. Эмана­ ция царицы вновь воскресает в Трапеции. Мистический смысл ситуации. Сонка (чье имя - «маленький сон») пытается удержать поэта в сновидеическом фэнсионе. Лиля уводит его из вольной Трапеции (из Серебряного века в век советского железа). Маяковский становится знаковой фигурой своей эпохи - и... в итоге перестает быть поэтом. Он вытравливает в себе лирический дар (как женщина плод; поздний опасный аборт). Кощунство это совершилось не в один день, но началось именно с той роковой даты, которую Мая­ ковский считал « радостнейшей» для себя, с памятной встречи на пере­ крестке Невского и Литейного. Соня Шамардина между двумя жизнями Маяковского (сдо Лили» и после) краткое сновидение; она соперничала с явью, но потерпела поражение. Комментарий фэнсионера. Из всех возможных женщин гений выбрал ту, что скорее и успешней всех привела его к гибели. Видимо, по-иному не мог; творчество - вид самоубийства. Но выорав свою смерть, Маяковский тем самым выбрал и - всё. Всё, что он смог успеть на этом свете. Если Лиля и впрямь, окольными путями, при­ вела поэта к гибели, то ведь без нее и «Маяковского жизни>> (сложный, мно­ гозначный объект) представить себе нельзя. Также как и «Маяковского сти­ хов». Лучшие его вещи возникли для нее, про нее, во имя ее. Может быть, ему для того, чтобы их написать, физически необходимо было поминутно ощущать себя на грани, «под дулом пистолета»? Она ему эту возможность предоставляла (и кажется, совершенно осознанно), лучше справляясь с этой миссией, чем какая-либо другая. А что, если по-другому нельзя было, если выбора в их отношениях не было: либо так, либо никак? Категорический императив. «ІІу, нарожала бы ему детей, - зло парировала она интервьюеров на закате жизни, - и он кончился бы как поэт». Ну, «засияла бы добрым ангелом», идеальной невестой с нимбом над головой - и он бросил бы ее через неделю. И недаром исследователи столь рьяно спорят, кто она, соб­ ственно, Лили Брик: чудовище, сокровище? (а самые проницательные чест­ но отвечают: не знаю). Ангел-демон? Или в нашей терминологии Лебедь- Клеопатра? Агент судьбы - несомненно. 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz