Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

душной нежности к «ночным феям» Николаевской улицы (одной замерзаю­ щей под фонарем бедняжке писатель подарил однажды шубу со своего плеча - ситуация-двойник «Незнакоумки» Блока)... Куприн сбегает от советской власти в эмиграцию, а вернувшись из Пари­ жа в Петербург, годы спустя, вновь припадает к порогу Катуна. И тот стано­ вится проводником писателя в хитросплетениях советской действительнос­ ти, Преданный «до самыя до смерти», катится Катун кагышом вслед за Куприным... Мистический смысл ситуации, <?Маленький человек», которого столько лет самоотверженно защищала русская литература, материализовавшись, решает, в свою очередь, послужить писателю. Автор «Поединка» дружил не только с ангелом-портняжкой, но и с беса­ ми, вроде Анатолия Каменского, вовлекавшего его в брутальные кутежи: «Люблю бывать среди всякой сволочи...» (ситуация, увы, типичная для на­ шего богемного фэнсиона). Потеряв Марию (звезду! спасение!), он поселил­ ся, как следовало ожидать, все в том же Пале-Рояле и запивал уже с полным на то основанием. Отсюда его увезла в Гельсингфорс отбила у гибели - его вторая жена Лиза, падчерица прозаика Мамина-Сибиряка (еще один агент провидения). Лиза не пыталась, подобно Марии, переделывать Куприна на свой лад, она предпочла приспосабливаться к его натуре «ребенка и зверя» и вынесла этот искус до конца. Комментарий фэнсионера . Мария и Елизавета - обе они были посланы писателю в свой час и исполнили каждая - свою миссию , предоставив ему то, в чем тогда более всего нуждался. Две любви двух прекрасных русских девушек стали теми «воздушными мостами », по которым он вошел в литературу. Эффект Трапеции возможно пережил в нашем фэнсионе и друг Купри­ на, Иван Бунин, именно в те годы написавший «Антоновские яблоки», пер­ вый настоящий бунинский рассказ. Зажигающий звезды История любви. В пале-рояльском номере Владимира Маяковского перебывали все его тогдашние возлюбленные, которых, как заметили исследователи биографии поэта, всегда было не менее двух одновременно. Сюда к нему приходит в гости и красавица Сонка, Софья Шамардина. Дсвятнадцатилетняя курсист­ ка, в которую уже влюолены Корней Чуковский и Игорь Северянин. «Принц фиалок» придумал «златоблондой» Сонке «более подходящее к ней» имя - Эскламондра Орлеанская (всегда опасная тема Маскарада). На их совмест­ ных поэзо-концертах Шамардина читала посвященное ей стихотворение «В коляске Эскламондры», под глум и овации толпы. Мало кому известный 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz