Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
«Почему бы не быть вам счастливыми?» - шептали фэнси-духи, устраи вая их уютный дом в Трапеции (Разъезжая, 8), осыпая подарками, наворо жив желанного младенца - дочку Лидочку ... Увы, между супругами с первых дней их брака затеян был Поединок. Куприн, женившись, по-старому пропадал в Пале-Рояле или близлежащих трактирах, вел жизнь люмпен-таланта, «гуляки праздного». Не выносил бон тонное™ и «хороших манер», чурался обязательств, а когда его принуждали «вести себя, как все», он делал наперекор. «Я ребенок, но я и зверь...» (все та же знакомая нам тема двух начал русской души). Великосветским знаком ствам своей жены решительно предпочитал богемных собутыльников. А Марья Карловна со всей энергией любящей и честолюбивой женщины задалась це лью: 1. Обуздать нрав Куприна и 2. Непременно! - сделать из него знамени тость. Два характера столкнулись в борьбе, тем более безнадежной, что в ней не могло быть победителей. Через много лет Мария в письме к уже взрослой дочери подведет печальные итоги: «Я очень любила твоего отца, Лидинька, и решиться разойтись с ним было очень трудно. Но это было действительно лучше для нас обоих, потому что каждый устроил свою дальнейшую жизнь по-своему, и мы перестали, наконец, мучить друг друга с ожесточением, на которое способны только страстно любящие люди». «Жена Куприна, воз можно, действовала слишком неосторожно, намеренно возбуждая его рев ность, - она намеками давала понять мужу, кто и как за ней ухаживает, и радовалась, видя, как он мучается от подозрений... Супружеские объяснения нередко переходили в бурные сцены, со слезами, обмороками, пощечина ми...» (современник соглядатай и резонер). В конце концов, Куприн попро сту стал пить горькую. Переделывать творческую натуру, пусть с самыми благими целями, - занятие неблагодарное. Но будем помнить, что именно молоденькая невеста Маша рассказала Куприну сюжет «Гранатового брасле та», историю о мелком почтовом чиновнике, безнадежно влюбившемся в жену камергера. Марье Давыдовой мы обязаны тем, что написан «Поединок» - она в буквальном смысле не пускала мужа к себе в спальню, пока он не подсовывал под дверь очередную готовую, «перебеленную» главу. Осилив «Поединок» и «Гранатовый браслет», Куприн из молодого пода ющего надежды литератора превратился в состоявшееся явление. Был - воз можностью, одной из многих, стал - безусловностью. Так что, сильная духом жена послужила орудием провидения, которое (вот уже в который раз в нашем повествовании) устроило эффект Трапеции. В фэнсионе писателю суждена была еще одна Встреча. На сей раз рок прикинулся маленьким человеком с мизерабельной фамилией Катун, дам ским портным, проживающим на Николаевской, 10. С Куприным их связывало душевное приятельство. Александр Иванович, будучи нетрезвым и не желая беспокоить жену, нередко и заночевывал у безотказного Катуна. Любил его общество, его домашний уют, сочинял стихотворные экспромты на его се мейные торжества. В мемуарах портной припомнил немало троі ательного о Куприне - о детской неуверенности в себе большого таланта, о его велико 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz