Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Слова, выгравированные на брелоке, как помним, стали объяснением в любви Нины Заречной к Тригорину в пьесе «Чайка». Таким образом, в Нине есть черты и Лики Мизиновой, и Лидии Авило­ вой. А еще, конечно, актрисы, исполнившей эту роль на премьере, - Веры Комиссаржевской. В записной книжке Чехова имеется ее адрес «Николаев­ ская, 55». С Антоном Павловичем Комиссаржевскую сблизило участие в по­ становке «Чайки» в Александринке. Увы, спектакль провалился с оглуши­ тельным треском. Как свидетельствовал Анатолий Федорович Кони (тоже житель нашего фэнсиона): «Публика с первого же действия стала смотреть на сцену с тупым недоумением и скукой. Это продолжалось в течение всего представления, выражаясь в коридорах и фойе пожатием плеч, громкими возгласами о нелепости пьесы, о внезапно обнаружившейся бездарности авто­ ра и сожалениями о потерянном времени и обманутом ожидании». Это был случай, когда искусство обгоняет действительность: вечность пьесы, прилетев­ шей из «областей заочных», не совпадает со стрелками на здешних часах. Триумфы Чехова и Комиссаржевской, и самой «Чайки», ставшей симво­ лом русского театра, уже стояли на пороге, за дверью но распахнулась эта дверь не в нашем фэнсионе. Мистический смысл ситуации. Две женщины, Лика Мизинова и Лидия Авилова, литературный персонаж - Нина Заречная, а также, актриса, воплотившая ее на сцене , Вера Комиссаржевская и драматург Антон Че­ хов создают вневременной виртуальный мета-образ Чайки. Не первый, возникший в Трапеции (см. астреллы - эмблемы бессмертия). Пале-Рояль Странноприимный дом фэнсиона, самая яркая люсия Дом 20. Пятиэтажное здание, мало примечательное в архитектурном отношении (банальный «доходный дом») в конце Пушкинской улицы. Но две каменные Химеры над входом в него - это не только посланники (полномочные пред­ ставители) двух Гениев места, Музы и Мефистофеля, но и архитектурная цитата из Нотр-Дам де Пари. «Большой меблированный пансион, от одного до десяти рублей в сутки, включая постельное белье...». Недорогую и нефе­ шенебельную гостиницу эту с давних пор избрала своим приютом богема. Это были не просто «нумера» и стол за отдельную плату, это был ее салон, клуб, сцена, мастерская, бальный зал, исповедальня, алтарь. А также касса взаимопомощи, приют-ночлежка, трактир и лечебница для товарищей по несчастью: искусству. «Добровольное обхцегтво вспомоществования нищим и пьющим литераторам» - «Храм великолепных кощунств» - «Водогрейня сиречь вошебойка» - «Башня из слоновой кости». Кто только не жил здесь, днями, месяцами и годами, или не побывал хоть однажды в гостях у друзей. т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz