Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

нея, которые «кандалами сковали личность». Ярый враг коммунизма - заяв­ лявший публично, что «революционеры совершенно правы». Один из самых строгих христианских моралистов с особым удовольствием выступавший против нравственности, как таковой («Я даже не знаю, через ять или через е пишется нравственность»). Любивший Россию до боли и ненавидевший до зубовного скрежета. О нем говорили, что он пишет одновременно «обеими руками», левой и правой, публикуясь и в революционной, и в консерватив­ ной прессе. Что он чудище с двумя и головами, двумя сердцами (и двумя «низами»). Что, наконец, дна Розановых ходят по Петербургу, внешне похо­ жие, как близнецы, но, в сущности, антиподы. Но вот, проницательный при­ ятель, хорошо зпаішіий Василия Васильевича, написал о нем так: «Розанов пе был двуличен, он был двулик. Подсознательная мудрость его знала, что гармония мира в противоречии. Он чувствовал, как бессильны жалкие попытки человеческого рассудка примирить противоречия... Но он знал и что противоречия и парадоксы “приближают нас к тайнам мира”». Василий Розанов - самое полное воплощение русского Януса. Мистический смысл ситуации. Сакральный брак души философа с Лилией, душой зеркала. История любви. Аполлинария Прокофьевна Суслова, одна из первых российских «эман- сипе», известна как предмет болезненной страсти молодого Достоевского, прототип Полины из романа «Игрок». Та самая, с узким «мучительным» следочком ноги...(продолжение темы ножек). Федор Михайлович в букваль­ ном смысле целовал следы ее ног, ради свидания с ней готов был на униже­ ния, рабскую покорность, жертвы (натуре его, мучимой виной и жаждавшей боли, это доставляло, видимо, прихотливое удовлетворение). И уже после расставания (она изменила ему) писал: «Аполлинария больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хо­ роших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к лю­ дям...». И далее: «Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что предвижу, она вечно оудет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья». Суслова на это отвечала, не без проницательности, что и «Феденька» счастлив и покоен в жизни не будет, ибо для него страдания-муки человече­ ские «слаще шоколадных конфект». Во время их романа Полине было 22-23 года. Когда ей исполнилось 40, она вышла замуж за провинциального гимназического учителя Василия Ро­ занова, почти вдвое моложе себя. Большой почитатель Достоевского, ново­ испеченный супруг ее желал таким образом (натурально, так сказать) по­ стичь суть своего обожаемого писателя. «Женский луч» Полины, очень 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz