Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

пришлось преодолеть сопротивление семьи Погодина. Брак был весьма ори­ гинального свойства. Суворин отмечает в дневнике: «В обществе она вела себя с ним странно - то начинала к нему ласкаться, то говорила: “Ты дурак, ты ничего не понимаешь, поэтому лучше молчи”. То и другое его смущало». I Іо главное - Погодин ревновал свою знаменитую жену, не только к быв­ шему мужу Модесту Писареву (он изменил Стрепетовой с московской кра­ савицей актрисой Гламой-Мещерской), не только к поклонникам-обожате- лям, но и просто к знакомым, к самому театру, его атмосфере, к успехам и славе примы. Ведь хотя Стрепетова и заявляла много раз публично: «Я вся­ кого мужа предпочту театру» - это было лишь эффектной репликой. Когда начальство Погодина решило перевести его по службе в Москву, жена не пожелала сопровождать супруга, заявила, что не может да и не хочет оста­ вить сцену. Твердость и строгость, проявленные Стрепетовой (отстаивавшей свое призвание, свое право быть собой), произвели на Погодина впечатление бо­ лезненное. Чувства собственной незначительности, уязвленного самолюбия мучительны, конечно, и все же нельзя счесть их достаточным основанием для того, что за ними последовало. Исчерпав все уговоры, мольбы, даже угрозы, Погодин заперся в своей комнате, просидел ночь в одиночестве. В 8 часов утра он позвал горничную, велел подать себе чаю. Но когда при­ слуга внесла на подносе чашку, хозяин ее был уже мертв (как, должно быть, позванивала, дрожа на подносе, фарфоровая чашечка!). Он застрелился на пороге спальни жены (вновь тема Клеопатры). То самое окно с большим балконом, выходящее на памятник Пушкину в сквере... Мистический смысл ситуации . Искусство, распоряжающееся судьбой актрисы, убивает того, кто встал на пути ее призвания-долга. Братство отечественныхталантов Низкий поклон Марье Гавриловне Савиной, которая, вместе со своим вторым мужем, меценатом Всеволожским, основала на Крестовском острове в Петербурге Дом ветеранов сцены - приют для одиноких старых актеров, существующий и по сей день. Русский Янус Коломенская, 33. Думается, что не случайно поселился он в фэнсионе двойников - самый двойственный философ Серебряного века. Автор работ о мышлении не скрывавший своей «звериной» антипатии к делу мысли, к науке. Первокласс ный стилист (по мнению некоторых - первый в своем поколении), с прене режением и отвращением отзывавшийся об искусстве слова («литература это мои штаны»). Юдофил, с легкостью трансформирующийся в юдофо а. Убежденный защитник семьи, семейной любви, проклинавший цепи име 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz