Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Стрепетова с позиций высокой морали осуждала вольное поведение Марьи Гавриловны, ее романы, женские победы. Савина, пародируя Стрепетову, топала ногами, как слон, и завывала по-волчьи. Стрепетова, изображая со­ перницу, развратно виляла задом и жеманно пищала. Талантливы и - видит Бог! - добры были обе. Просто, помимо даже собственной воли, они вопло­ щали в себе два лика Театра, две его души. Мистерия фэнсиона (Талия и Мельпомена) Соперничество двух ипостасей театрального искусства, двух его муз - Талии и Мельпомены, в судьбах двух актрис. Два гения театрального искус­ ства, не уживающиеся на одних подмостках, в рамках одной эстетики, в об­ щем пространстве времени. Это также соперничество трагического и коми­ ческого, «черной пьесы» и «розовой пьссы», смеха и слез (алмаза и жемчу­ га): ни одна из двух Сил никогда не сможет победить другую, но и примирение их невозможно. Дом 11. ...И примирение их невозможно - разве только в эмоциональном про­ странстве одной человеческой души. Матерый «актерище» Владимир Нико­ лаевич Давыдов держал на Пушкинской, 11 школу драматического искусст­ ва, в которой обучалась юная Вера Комиссаржевская (молодые ее годы про­ шли неподалеку в доме на Ямской, 34). Талант Веры сочетал в себе «два лика Мельпомены»: комедийность и трагичность, глубину и легкость, высокую простоту Стрепетовой и блестя­ щую виртуозность Савиной. Она была, следуя нашей терминологии, Алмаз и Жемчуг в одном лице (случай редчайший). Не похожая ни на кого, траги­ комическая героиня. Как писал Осип Мандельштам, «среди хрюканья и рева, нытья и декламации мужал и креп ее голос, родственный голосу Блока». Выучившись в школе Давыдова, Комиссаржевская, одна из многих адеп­ тов фэнсиона испытала головокружительный взлет. Сделалась одним из сим­ волов предреволюционной эпохи. Это один из самых очевидных эффектов Трапеции. Сотканная из трепета История любви. В квартире на Пушкинской Стрепетова, до сих пор все трепетавшая пе­ ред фатумом, впервые в жизни была если не счастлива, то покойна и благо­ получна. Избранником Пелагеи, подарившим ей искреннее чувство, стал Александр Погодин, внук знаменитого историка. Ей было тогда уже за 40, ему - на 13 лет меньше. Актрисе, чтобы выйти замуж за любимого человека,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz