Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Комментарий фэнсионера. Когда речь идет о смерти художника, нет надобности искать других причин, кроме искусства. Оно само по себе смер тельно (яд; нож; петля). Смерть в фэнсионе (итого) Федор Достоевский, потянувшись за ручкой-вставочкой, упавшей под его письменный стол, теряет сознание от внезапного головокружения... Иннокентий Анненский на лестнице Царскосельского вокзала, испытав нестерпимую боль в груди, падает на ступени... Федор Тютчев, читая свое последнее сочинение в салоне князя Мещер ского, скомкав конец стихов, медленно опускается на ковер... Вера Лядова, перезанимавшись у рояля, чувствует жжение в горле, откашливается, промокает губы платком на батисте остается кровь... Всеволод Гаршин совершает прыжок в царство свободы... Лидочка Иванова с сумочкой в руке, отчаянно барахтаясь, глотая холод ную воду Фонтанки, уходит все глубже на дно...Сумочку прибивает к грани ту набережной волна. Соперницы перед зеркалом Дом 10. Казалось бы, двум премьершам Александринки, Марье Савиной и Пела гее Стрепетовой, нечего делить. Одна закутанная во вдовью темную шаль до полу, ходячая Мировая Скорбь; другая - в легчайших кружевах, сияю щая, летящая из радости в радость... Разные амплуа, разные роли, разная публика. Но все знали: они просто физически не могут находиться рядом, нельзя пригласить и ту, и другую играть в одной пьесе - и это противостоя ние во многом определяло «погоду в театре», сложную его «розу ветров», облачную, переменчивую, а то и грозовую атмосферу Мариинки. А ведь было время, когда они так сердечно понимали и принимали друг друга. В провин циальной Казани встретились две одинокие, несчастные в браке молодые <<акгерки». Обе как будто подтвердившие справедливость шуточки Писаре ва: «Возьмите хорошенькую и честную девушку, сведите ее с мерзавцем, ко торый ее хорошенько потиранил бы, раза четыре прибил, а потом завез куда- нибудь в деревню, верст за двести от города, да и выгнал бы на мороз в одной рубашке... Вот из такой наверняка выйдет драматическая актриса». Тогда Стрепетова говорила о Савиной: «В первый раз я встречаю такую чудную правдивую женщину. И такую несчастную: муж ее эксплуатирует, он совер шенное животное, пьет и спит, а она одна работает...» Тогда и Савина могла найти добрые слова для Стрепетовой. Но на императорской сцене все изме нилось. Савина изощрялась в остроумии, вышучивая внешность соперницы (толста, не первой молодости, а вздумала еще играть русскую красавицу.). 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz