Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

примирить их; тяжело переживал расхождение с братом Евгением. Экзис­ тенциальное острое страдание доставляла ему творческая пауза (которых не избежал ни один литератор): «Мое уменье писать унесла болезнь безвозв­ ратно. Я уже никогда ничего не напишу. А кроме этого на что я способен!» Жена уже упаковывала вещи, на завтра были взяты билеты в Кисловодск: художник Ярошенко предложил Гаршиным свою дачу. Скорее бы уехать от вечной петербургской полузимы, мокрого снега, хмурого неба. Гаршин ожи­ вился, мечтал, как будет заниматься ботаникой, подымется на хребет, откуда виден Эльбрус. Может быть, если бы успели уехать, все было бы по-другому. Но вечером Всеволод Михайлович вышел из своей квартиры, постоял не­ сколько минут на лестнице - да и бросился вниз. Миги. Стоя на лестнице у своей квартиры в третьем этаже, склонясь над пери­ лами, он смотрит в пролет. Внизу чуть светится створка в горящей чугунной печке, рядом на полу тает охапка мерзлых поленьев, недавно принесенная истопником. Знакомая - бессмысленная, беспричинная! нравственная тош­ нота, «муть», как называет ее Гаршин, теснит его грудь, подступает к горлу, он морщится. Бессознательно спускается на второй этаж и, застыв над обы­ денной житейской бездной, вновь вглядывается в нее. Внезапно, перегнув­ шись через перила, с силой толкает себя вниз. «Господи, прости!» Удар. Лоб рассечен о мерзлое полено. Он еще жив и видит в тускнеющем зените, как на площадку третьего этажа выбегает из дверей квартиры его жена, слышит ее крик и стук ее каблуков по ступеням. Странная подробность: он спустился на целый марш ниже и упал факти­ чески со второго этажа, с небольшой высоты. Ногой ударился о печку, сло­ мал голень. Его принесли в квартиру, он успел еще попросить прощения у жены, затем впал в беспамятство и через трое суток в хирургической больни­ це Красного Креста, не приходя в сознание, скончался. Прожил 33 года, ро­ ковой возраст Христа. Фабула женитьбы и гибели Гаршина, широко извест­ ная, возможно, подсказала Набокову «Защиту Лужииа». У Гаршина есть рассказ «Attalia princeps» о пальме из Ботанического сада, рвущейся вверх, на свободу, разбившей стекло оранжереи, но замерзшей в петербургском ян ­ варе. Писатель, как эта пальма, был растением иных широт - житель небес, так и не приспособившийся к земле. Этот рассказ не единственная фатэма в творчестве Гаршина (герой одной его новеллы, как помним, задумав по­ кончить с собой, меняет намерение, услышав в ночи перезвон колоколов Владимирской церкви). Мистическая топография. Сей дом в Поварском переулке, как и дом на Пушкинской, 10, где застрелился Погодин, мѵж Стрепетовой, построен ар­ хитектором Х.Х. (мистером Икс Икс) Тацки - господином оформителем «пятых актов любви». Мистический смысл ситуации. Поэты живут, пока могут писать стихи. В мире, где они не могут писать, нет для них воздуха. 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz