Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

периоды, пережитые в фэнсионе Некрасовым, Мусоргским, Тургеневым и многими другими талантами. Момент для перемены участи был выбран неподходящий. Многодетное семейство находилось в стесненных средствах: отец (ректор Технологиче­ ского института), которому перевалило уже за 70, вышел в отставку и полу­ чал только маленькую пенсию, на которую надо было содержать чад и домо­ чадцев. И в это же самое время Петр решает бросить постылую службу, всецело посвятив себя композиции. Он учится в Консерватории, а деньги на жизнь добывает, давая уроки музыки, аккомпанируя певцам-любителям. Экономит каждый грош, добирается по адресам учеников через весь город, не на извозчике, а пешком. Чайковский норвал в ту пору почти со всеми светскими знакомыми, его одежда ветшает (шляпа порыжела от дождей, со­ рочка неизменно чисто вымыта, но пообтрепались от частых стирок края воротничка и манжет)... Несмотря на это, он чувствует себя, как никогда, счастливым, в своей маленькой комнатке, такой узкой, что поместиться там могут только кровать и письменный стол. Поддерживали юношу в его иска­ ниях - интеллигентная сестра Саша и особая «семья в семье», младшие бра­ тья, почти сыновья ІІети но возрасту, Анатолий и Модест. Но вот, дядя, например, произнес сакраментальную фразу: «Променял юриспрудэнцию... на гудок!» («гудком» представлялась ему вся музыка, какая ни есть на све­ те.) Именно здесь, в каморке Лештукова переулка, были созданы первые опусы Чайковского: «Песнь Земфиры», «Характерные танцы», которые вскоре впервые исполнялись публично, оркестром Павловского воксала. Здесь в мистической Трапеции истинное начало его дороги. Здесь же он бывал в гостях у своего кумира Антона Рубинштейна (Тро­ ицкая, 27) - принес ему на суд свою первую симфонию «Зимние грезы» и получил критический отзыв. Здесь Чайковский посещал музыкальные салоны Римского-Корсакова (Владимирский, 18; Загородный, 28), Балакирева (Невский, 84; Коломен­ ская, 7), Беляева (Николаевская, 50) и других, где пытался творчески об­ щаться с композиторами-современниками. В этих же домах появлялся нема­ ло его потерзавший в печати критик Цезарь Кюи петербургский демон композитора. Здесь Петр Ильич прожил несколько недель в квартире брата Анатолия на углу Невского и Пушкинской (дом 79/2). Переехал затем в номера, «на одной лестнице с братом». Работал над 4-й симфонией, посвященной своей Прекрасной Даме (с которой, однако, ни разу не встретился лицом к лицу, а только переписывался много лет) - Надежде Филаретовне фон Мекк. Сюда, на Пушкинскую, приходили письма от нее. Четвертая симфония одно из сочинении Чайковского (кажется, даже первое в его жизни), имевшее безус­ ловный громкий успех, вызвавшее восторженные отзывы самых капризных журнальных обзористов. Композитор приходил на концерты и музыкальные вечера в зал дворца Белосельского-Белозерского (Невский, 41).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz