Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Эти стихи Анны Ахматовой посвящены еще одной балерине, наследнице классических традиций, солистке Кировского театра оперы и балета, Татья не Михайловне Вечесловой. Написаны они были после визита Анны Андре евны в гости к юной Татьяне, которая жила в непосредственной близости к фэпсиону Трапеция, на Боровой улице. Стихотворение называется «Над пись на портрете» и продолжает сквозную тему Клеопатры, а также темы двойничества и маскарада. «Лучшая из всех камей...» - вспомним также, что у Ахматовой была брошь- камея, которую она называла «Клеопатра», подаренная любимым человеком, Владимиром Гаршиным (см. Адрес наб. Фонтанки, 58). Когда Владимир Георгиевич умер, брошь треснула зигзагом по всему профилю камеи. Еще «балетные адреса» на Николаевской: Дом 36. Люцеус. Училище филармонического общества с отделениями: музыкальным, драматического искусства и балета. Дом 31. Люцеус. Русское театральное общество. Школа балетного искусства Чекрыгиных. Александр и Иван Чекрыгины, много лет танцевавшие и Мариинке, извест ны они были и как несравненные балетные педагоги. Вспомним тут Любовь Белозерскую, вторую жену Михаила Булгакова. О своих экзерсисах на Ни колаевской эта красавица аристократического происхождения (родственни ца князя Александра, Аполлона фэнсиона и его дочери Зинаиды-Камсны) всегда вспоминала с благодарностью. В парижской эмиграции уроки Чекры гиных позволили ей с легкостью поступить в балетную труппу легендарного мюзик-холла в Фоли-Бержер, навеки связанного с именами Дега («Голубые танцовщицы»), Тулуз-Лотрека («Ла Гулю») фэнсион-Алеф. Дом 32. Именно Николая Легата, солиста Мариинки, удостоили чести стать по стоянным сценическим партнером Матильды Кшесипской, любовницы трех великих князей из дома Романовых, в том числе и последнего российского императора. В дуэте с Матильдой маэстро Легат создал множество прекрас ных номеров на музыку Чайковского, Римского-Корсакова, Пуни. Учились у танцовщика Агриппина Ваганова, Вацлав Нижинский (последнего он, со гласно театральному преданию, дабы отвратить от пристрастия к мужскому полу, водил по петербургским кокоткам). Балерун с безупречно чистым сти лем давал уроки даже Анне Павловой, он выступил с ней в дуэте в первом павловском шедевре «Жизели». «Ночь», одну из двух самых ее звездных партий, поставил именно он. Когда после революции и великого «исхода» русского балета за границу, Легат очутился в Лондоне, он открыл там балетную школу, которую посеща ли в числе прочих суперзвезды Серж Лифарь и Марго Фонтейн та самая, что танцевала позже с Рудольфом Нуриевым ( фэнсион-Алеф ). 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz