Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

обаяния, всегда поражали публику и роскошью фантазии и безупречно стро­ гой графичностью (ничего липшего). Вспомним образ Царевны-Лебедя из оперы Римского-Корсакова «Сказ­ ка о царе Салтане» (написана в нашем фэнсионе) и певицу Забелу-Врубель, воплотившую его на сцене. Вспомним также Лику Мизинову (гостья фэнсиона, см. адрес Николаев­ ская, 61), которую друзья называли Царевной-Л ебедью. Бакст создавал эскизы костюмов и к другим балетам с участием Анны Павловой «Лебединому озеру», «Шехерезаде», «Египетским ночам». Сквоз­ ную для нашего фэнсиона тему Клеопатры и ее любовников (Пушкин -* Мицкевич - Глинка - Римский-Корсаков - Мусоргский - Блок) продолжа­ ют художник и балерина. Еще одним почти астральным по силе воздействия образом, созданным Павловой, явилась «Ночь»: песнь Антона Рубинштейна на стихи Александ­ ра Пушкина, в которой танцовщица берет на себя функцию голоса под ак­ компанемент виолончели. Атмосфера обоих звездных произведений совер­ шенно различна, даже противоположна. «Лебедь» - вечная мистерия духа. «Ночь» призыв «взвихренной любовью плоти» к другой плоти, инфер­ нальный чувственный порыв. Павлова «Ночи» это другая женщина (двой- пик-негатив). Если «Умирающий лебедь», по мнению знатоков истории балета, восходит к «Лебединому озеру» Чайковского, эфирной Одетте, то «Ночь» - перекликается с «Египетскими ночами», с Клеопатрой. Мистерия фэнсиона (Лебедь и Клеопатра) Среди виртуальных фантастических образов, созданных в фэнсионе Тра­ пеция, с наибольшей полнотой раскрылись два - Царевна-Лебедь и царица Клеопатра (два женских архетипа: хранительница жизни и губительница). Лебеди Анна Павлова, Лика Мизипова, Надежда ІІургольд... Клеопатры Мария Будберг, Апполинария Суслова, Лили Брик... Комментарий фэнсионера. Может быть, все возлюбленные и жены по­ этов, художников, музыкантов фэнсиона были в их жизни либо Царевна- ми-Лебедями, либо Клеопатрами. Впрочем, не исключены и весьма причуд­ ливые сочетания этих двух начал в одной личности. Дымное исчадье полнолупъя, Белый мрамор в сумраке аллей, Роковая девочка, плясунья, Лучпіая из всех камей. От таких и погибали люди, За такой Чингиа послал посла. И такая на кровавом блюде Голову Крестителя несла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz