Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

іцение барышень и получая первые призы на петербургских конкурсах муж­ ской красоты. По сведениям столичной полиции, Геркулес даже приторго­ вывал собственными фотографиями в обнаженном виде. Дипломная карти­ на Мясоедова-младшего, высоко оцененная преподавателями, написана была на классический сюжет «Поход аргонавтов за золотым руном», и в виде пройдохи Одиссея он изобразил на полотне самого себя-красавца. За златым руном презренным металлом вскоре отплывает навсегда, без желания возвратиться на родную Итаку и автор полотна. Одиссей со товарищи иначе и не мыслили себя - нежели эдакими косца­ ми .'заколосившихся дензнаков. Уже в юности, на Пушкинской, работая в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг, юноша выучился чудо как похоже, со всеми подробностями, срисовывать банкноты любой сложно­ сти. И вот, после революции, подавшись от большевиков в Германию, Мясо- едов-младший удивляет немцев размахом дикарско-славянской роскоши: устраивает частные концерты, нанимая для сей цели известнейших музы­ кантов, ежедневно закатывает банкеты, раздает гостям упоительно дорогие сувениры все это в полуголодном Берлине 20-х годов. «Земство обедает»... Вскоре «герр Мясоедофф» арестован и препровожден в Англию, где его на­ мереваются судить за печатание фальшивых фунтов стерлингов. Подобно другим авантюристам высокого полета, Мясоедов-младший не раз возносился под небеса, не раз падал в канаву ничего, отряхивался себе и шел дальше. Был приговорен к пожизненной каторге, но как-то выкрутился. Жил несколько лет в славном княжестве Лихтенштейн, где выпустил серию прехорошеньких почтовых марок, до сих пор являющихся филателистиче­ ским раритетом (в маленьком государстве искуснику даже поставили памят­ ник, чтя Мясоедова как свой национальный бренд). Снова сидел в тюрьме, потом эмигрировал в Америку. Дожил до седин и скончался в Буэнос-Айресе. Когда после революции в Полтавском имении Мясоедовых, где прово­ дил Ваня академические вакации, стали разбирать флигель, то обнаружили иод полом глубокий подвал с тайной комнаткой в нем, дверца которой была заперта весьма хитроумным приспособлением. За дверью, в куче мусора, рабочий нашел матрицу для печатания фальшивых долларов (мистический зародыш Ваниной судьбы из сего эмбриона суждено было вырасти огром­ ному монстру). Примечательно, что отец его, живописец Мясоедов, обладатель очень внушительной внешности, стал моделью для хрестоматийного полотна Ре­ пина «Иван Грозный убивает своего сына Ивана». Типаж для Ивана Грозно­ го живописец искал очень долго (измельчал народ, всё не то!) мясоедов- ские черты показались единственно убедительными. Моделью же для царевича Ивана был избран писатель Всеволод Гаршин, вскоре покончивший жизнь самоубийством, - прыгнул в лестничный пролет своего дома, в одном из пе­ реулков рядом с Пушкинской. Мистики сказали бы, что Ивану Мясоедову (сыну) удалось сбросить несчастья, сужденныс ему роком, возможно даже гибель, на Гаршина. Имя «Иван» (фальшивомонетчика и невинно убиенного царевича) сыграло здесь роль «отворота судьбы». Все плохое, отмерянное на 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz