Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Мужьями старшей сестры и кузины также стали люди театрально-музыкаль- ные: Михаил Сариотти (звучный псевдоним взят взамен мизерабельной фа­ милии Сироткин) - выдающийся российский бас-баритон; балетмейстер Лев Иванов. В общей сложности, можно насчитать до двух десятков родственни­ ков, Лядовых-Антиповых, так или иначе (кто иначе, а кто и так ) связанных с музыкальным искусством. Наверняка сыщется среди них и Протей, и Серый Камешек, и Демиург (это, точно, дед Николай), и Честный Дилетант (сколько угодно) все типы генеалогии талантов. Алмазу-Вере, кстати, про­ тивостоит Жемчуг, в том же семействе выращенный. Родная Толина сестра Валентина, после смерти матери, самый близкий ему человек она же дра­ матическая артистка Валентина Константиновна Лядова-Сариотти; тихое, глубокое, благородное дарование. Счастливец Анатолий музыкальная колыбель для него была приготов­ лена задолго до рождения, выстелена нежными звуками. Впрочем, его (един­ ственного бесспорного среди всех них) видимо всё это порой ужасало: дяди- балерины и тети-басы (или наоборот), многочисленные девери, шурины, кумы, сваты, каждый со своей песенкой. Домашняя интеллигентная тирания: вечно раскрытое фортепьяно, рулады, гаммы, декламация, ажитация - тут сам за­ воешь. Вечные разговоры вокруг искусства, с неизбежным переходом на лич­ ности. Какого ляда! Ускользал из гостиной, запирался в комнатушке. Био­ графы отмечают чрезвычайную замкнутость Анатолия, почти аутизм - выз­ ванный, думается, желанием оградиться от «семейной музыки», защитить свое право на одиночество, свою особость. Лень его знаменитая не этим была ли спровоцирована нежеланием размывать личность в принужденных кон­ тактах, выходить из собственных берегов... Что такое, собственно, ляд, от которого произошла фамилия? Самое упот­ ребительное значение по Далю - пустошь, брошенное, дичающее поле, а в переносном смысле - ленивец, лежебока, соня прозвища Анатолия. Ляд нечистая сила, чертовщина. Но также и: ставень, дверка, лаз в подполье, западня, люк - всё псевдонимы судьбы. Иллюзионист (Геркулес) Пушкинская, 20 (в непосредственной близости). Пера Дюмы-отца достойна жизнь Ивана Мясосдова, отпрыска знамени­ того художника-передвижника, Мясоедова Григория Григорьевича («Косцы», «Земство обедает»,..). Иванушка прогремел не только в России, но и в мире как крупнейший мастер классического иллюзионистского жанра чечеточ­ ник фальшивой монеты. Еще в детстве красивый мальчик отличался шалос­ тями из ряда вон: чертик в обличьи ангела. В отрочестве в нем обнаружился несомненный (наследственный) талант рисовальщика Иван успешно учится в Академии художеств, увлекается античностью, а также анатомией по Лео- нардовским рисункам. Затем вдруг при помощи особых гимнастических фокусов собственного изобретения он делается сильным и стройным, «по­ чти как Геракл» сияет звездою в студенческой мифологии, вызывая восхи- 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz