Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Если Александра Панаева, лучезарная Сандра Жаворонок нашего фэн сиона, то Вера Лядова рядом с ней - Соловей из китайской легенды, нако ловший свое сердце на розовый шип искусства. Когда венчалась славой Вера, ее кузен Анатолий был еще подростком. Тоже - рекрут Музы. Учитель его Римский-Корсаков дал аттестат мальчику: «несказанно талантлив». Семейная яркая одаренность но по темпераменту Анатолий Лядов ничуть не был родственен двоюродной сестре. Строго про тивоположный тип: творил медленно, экономя силы. Его, упаси бог, канка нирующим, или хоть бегущим, и представить трудно - все больше класси чески «возлежал» (согласно памяти приятелей) в креслах, гамаках, на кушетках, оттоманках и постелях с пологами. Из-за бесконечных опозданий и пропусков уроков был даже на время исключен педантами из консервато рии (с формулировкой «за невероятную лень»), но восстановлен по ходатай ству Корсакова. Словно большая река, Лядов нес плавно глубокие свои воды (с кораблями, рыбами, русалками...). Так возвышенно ленив был в нашем фэнсионе только Дельвиг. Наследие композитора невелико, в основном, ми ниатюры, но неподражаемо прелестные. Лядов насквозь мистичен «Баба- Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» - такое мог «подслушать» житель сна и Лукоморья. Может быть, пример Веры, бенгальской свечи, навек устра шил его? Может быть, сестра, сгорев в искрах, взяла на себя часть семейной кармы, облегчив путь младшему? Как в сказке сестра-огонь и брат-вода. О сестре-огне: однажды ночью, когда она спала, балдахин ее кровати «сам собою» вспыхнул! К счастью, она проснулась вовремя и даже сумела голыми руками погасить пламя, но так обожглась, что три недели не выступала. Этот пожар был в ес жизни предвестием всех несчастий бульварной улюлюкаю щей травли, развода, болезни. Ляд Малоправдоподобная Трапеция наітта в который раз преподносит сюрп риз - зеркальное повторение театральной династии Самойловых! Как и у них, у Лядовых имелся свой многочадный патриарх, с которого все нача лось, - дирижер Николай Григорьевич (дед Анатолия). Пятеро его сыновей и две дочери связали жизнь с. музыкальным театром. Как по заказу: старший сын, Александр - известный балетный дирижер императорских театров; его брат, Константин (отец Анатолия), - главный капельмейстер русской оперы в Петербурге. Третий их браг, Михаил Лядов, юный пианист, подававший большие надежды, рано умер. Наибольшей славою пользовался у современ ников Александр Николаевич (дядя Анатолия), автор весьма востребован ной (и талантливой) танцевальной музыки. Именно его дочерью была пла менная Вера. Мать Анатолия, Екатерина Афанасьевна, урожденная Антипо ва, порядочно играла на рояле, пела, и в ее роду тоже случались музыканты. Фортепьянной педагогикой занимались две сестры матери, Мария и Варва ра (тетя Варя давала первые уроки на пианино племяннику Толе). Кузен его, Константин Антипов, тоже был композитором и тоже - учеником Римского- Корсакова! (двойник, несколько бледный как и положено отражению). 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz