Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Если Александра Панаева, лучезарная Сандра Жаворонок нашего фэн­ сиона, то Вера Лядова рядом с ней - Соловей из китайской легенды, нако­ ловший свое сердце на розовый шип искусства. Когда венчалась славой Вера, ее кузен Анатолий был еще подростком. Тоже - рекрут Музы. Учитель его Римский-Корсаков дал аттестат мальчику: «несказанно талантлив». Семейная яркая одаренность но по темпераменту Анатолий Лядов ничуть не был родственен двоюродной сестре. Строго про­ тивоположный тип: творил медленно, экономя силы. Его, упаси бог, канка­ нирующим, или хоть бегущим, и представить трудно - все больше класси­ чески «возлежал» (согласно памяти приятелей) в креслах, гамаках, на кушетках, оттоманках и постелях с пологами. Из-за бесконечных опозданий и пропусков уроков был даже на время исключен педантами из консервато­ рии (с формулировкой «за невероятную лень»), но восстановлен по ходатай­ ству Корсакова. Словно большая река, Лядов нес плавно глубокие свои воды (с кораблями, рыбами, русалками...). Так возвышенно ленив был в нашем фэнсионе только Дельвиг. Наследие композитора невелико, в основном, ми­ ниатюры, но неподражаемо прелестные. Лядов насквозь мистичен «Баба- Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» - такое мог «подслушать» житель сна и Лукоморья. Может быть, пример Веры, бенгальской свечи, навек устра­ шил его? Может быть, сестра, сгорев в искрах, взяла на себя часть семейной кармы, облегчив путь младшему? Как в сказке сестра-огонь и брат-вода. О сестре-огне: однажды ночью, когда она спала, балдахин ее кровати «сам собою» вспыхнул! К счастью, она проснулась вовремя и даже сумела голыми руками погасить пламя, но так обожглась, что три недели не выступала. Этот пожар был в ес жизни предвестием всех несчастий бульварной улюлюкаю­ щей травли, развода, болезни. Ляд Малоправдоподобная Трапеция наітта в который раз преподносит сюрп­ риз - зеркальное повторение театральной династии Самойловых! Как и у них, у Лядовых имелся свой многочадный патриарх, с которого все нача­ лось, - дирижер Николай Григорьевич (дед Анатолия). Пятеро его сыновей и две дочери связали жизнь с. музыкальным театром. Как по заказу: старший сын, Александр - известный балетный дирижер императорских театров; его брат, Константин (отец Анатолия), - главный капельмейстер русской оперы в Петербурге. Третий их браг, Михаил Лядов, юный пианист, подававший большие надежды, рано умер. Наибольшей славою пользовался у современ­ ников Александр Николаевич (дядя Анатолия), автор весьма востребован­ ной (и талантливой) танцевальной музыки. Именно его дочерью была пла­ менная Вера. Мать Анатолия, Екатерина Афанасьевна, урожденная Антипо­ ва, порядочно играла на рояле, пела, и в ее роду тоже случались музыканты. Фортепьянной педагогикой занимались две сестры матери, Мария и Варва­ ра (тетя Варя давала первые уроки на пианино племяннику Толе). Кузен его, Константин Антипов, тоже был композитором и тоже - учеником Римского- Корсакова! (двойник, несколько бледный как и положено отражению). 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz