Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

одной ей известных местах и ловко сбывала немцам русские военные секре­ ты. Так, мобилизационный план российского правительства Марья Эдуар­ довна передала врагу «в коробке с шоколатом». Бонбоньерка - не для бонбо- шек, для бомбочек. Вдовушка-агент, питавшая в душе девичью, институт­ скую любовь к Германии (Россию не жаловала). «На дружеской ноге» не с Пушкиным, нет - с императором Вильгельмом и его министрами. Знамени­ тый мемуарист генерал Игнатьев («50 лет в строю») однажды в Берлине прогуливался по королевскому парку с неким очень хорошо информирован­ ным атташе российского посольства. Проходя по Аллее Побед, дипломат изрек: - Всем здесь поставили памятники, а вот старуху Клейнмихель забыли... а уж она заслужила перед немцами! Смерть певицы Дом 52. Колоратурное, сопрано Вера Александровна Лядова блистала (фейервер­ ком!) на опереточной сцене. Ес кружевные воланы и страусиные боа мете­ лью взвихривали подмороженную (перекрахмаленную) петербургскую пуб­ лику. Испод ляжки в ажурном чулке и в поднебесье задранный стальной носок образчик истинного фрэнч-канкана. Раз, сыграв заглавную роль в «Прекрасной Елене» Оффенбаха, она вызвала в столице беспрецедентный бум оперы-буфф (бум-буфф-оффенбах словно удары в тарелки!) Переход вкусов публики от почтенных драм с реализмом и моралью к легкому жанру воспринимался тогда, как революция, почти Парижская коммуна. Влюблен­ ные меломаны осыпали «белиссиму» розами, преподносили ей по подписке золотую диадему (Idol тіо), валялись у нее в ногах, носили на руках. Успех бурный, несколько даже выпроставшийся за рамки реальности. «Елена Тро­ янская», раненная своей славой, безумно боялась потерять ее. Конечно, скан­ дальный шлейф волочился за популярностью дивы, суровые критики предъяв­ ляли ей «неприличные разрезы на подоле хитона» и вообще, «развращение правов>>, чего, но правде говоря, и не было: пошлости Вера, дворянская дочь, выпускница балетной школы, чуждалась. Дорожа глорией и дрожа за нее, она несколько даже выпала из эвклидова мира и здравого ума: ликовала, проваливалась в бездны отчаяния, хохотала, заливалась слезами и то и дело лишалась чувств (крики: воды, спирту! расшнуруйте ее!). Бедняжка работа­ ла над партиями слишком напряженно, насилуя горлышко, шлифуя фиори­ туры. Надорвалась вещает загробный «голос из хора» - подхватила «факельную» чахотку и скоротечно сгорела, в самом цвете лет, оставив обо­ жателей безутешными. В гробу лежала писаная красавица, заваленная буке­ тами. «Соловей-виртуоз» русской сцены, Лядова, как писали в газетах, «бук­ вально захлебнулась звуками», «до смерти опилась музыкой». «Кровь горлом» (вместо сладкого созвучья) медицинский симптом; аллегория судьбы художника. 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz