Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

был одним из богатейших российских банкиров и знатоком Каббалы; кузина Мария, будучи замужем за художником Карлос-Дюраном, переписывалась с Прустом и Анатолем Франсом... Брат ее получил в приданое за женой торго­ вый дом «Нина Ричи». Еще один аромат, донесенный в фэнсион парижским ветром, после «Шанель №5»... Проделки Зеркалины - опять. Уже в эмиграции, ради своей второй жены балерины Клавдии Павловой, ІПайкевич дал денег на создание труппы «Русский романтический балет» во главе с балетмейстером Борисом Романовым {фэнсион-Ллеф). Помянем добрым словом Анатолия Ефимовича и за то, что на пожертво­ вания, в том числе, и этого богатого и образованного человека содержалось кабаре «Бродячая собака». В легендарных ее уютах проводили незабывае­ мые вечера Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова и другие жители и госги нашего фэнсиона. Иллюзионистка (Чернорясница) Пополним наш гербарий «засушкой» еще одной «мастерицы художествен­ ных иллюзий», которая отметилась не на самой Николаевской улице, но в непосредственной близости от нее богомолка, вышивальщица шелком по канве жизни. Она носила черную глухую монашескую рясу. Игуменья Митрофания, в миру баронесса Розен, основавшая под Москвой общину сестер милосердия, не погнушалась переступить закон, чтобы получить деньги на богоугодные дела. «Из самых чистых побуждений» подделала векселя одного купца, за­ вещание другого и, в конце концов, оказалась под следствием. Лишнее под­ тверждение той моральной аксиомы, что дурные средства, оправдываясь вы­ сокой целью, лишь выдают тем самым роковое с нею родство. В нашем фэнси­ оне мать Митрофания проживала в гостинице «Москва» на Невском - здесь ее заключили под домашний арест, здесь проводили допросы, в ходе которых выявились прелюбопытнейшие факты. Недостаточно аккуратно спрятала она узелки под узором своих вышивок. Отсюда черницу увезли на суд, а потом отправили в Сибирь, пешим этапом. Знаковое событие. Процесс над Митро- фанией, сам по себе, быть может, не столь уж громкий - но это мистическая «ниточка», потянув за которую вытащишь на свет наступающую эпоху, для которой весьма характерна этическая путаница, неразборчивость в методах - «высоких идеалов ради». «Все нравственно, что служит победе коммуниз­ ма» - припев знакомый. Послужил невыдуманный образ Митрофании-Ро­ зен и большой литературе: классическая, почти басенная волчица в овечьей шкуре, именно она стала прототипом «девицы лет шестидесяти» Меропии Мурзавецкой, в «Волках и овцах» Островского. Иллюзионист (Жучок) Дом 50. Родители Сережи Термена не жалели сил и средств для образо­ вания долгожданного первенца: покупали ему дорогие книги, приглашали 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz