Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Дранков всюду поспевал быть первым. Первый в России он поставил игро вой фильм «Из-за острова на стрежень» по мотивам народной песни, состряпал также первую в отечестве кинокомедию. Первым показал кино царской семье. Первым снял на кинопленку Льва Толстого в Ясной Поляне. Великий старец скромно-надменно отказался ему позировать. Иллюзионист «не растерялся» - спрятался от хозяина имения в деревянном туалете на заднем дворе и снимал сквозь щель в досках, а Лев не мог попасть в сортир, зря только дергал ручку двери, что и зафиксировала невозмутимая камера (миллион с ароматом дерьма, как и было предсказано... но деньги, как известно, не пахнут и слава тоже.) Именно этот делец заложил неувядающую традицию - начинающие кино актрисы не должны были миновать его спальни. Вечером на диване - утром на экране. Абрам Иосифович выпустил в свет и первый отечественный сериал - «Сонька-Зологая Ручка», в шести частях, имевший успех. Отец-основатель российского «мыла», только за эго достоин он памятника, «бюста герою на родине», который уместно было бы изваять из «Земляничного» или, чего уж скупиться, из «Камей-шик», с лучшим парижским ароматом. Потом дела по шли у него на спад прибыли ни из «Льва в сортире», ни из «Соньки с ручкой» почему-то не удавалось выколотить. После 17-го года Дранков подал ся в Константинополь, потом в США. Попытался работать в американском передовом кино, но там своих чертей- фокусников хватало в Голливуде наш парень не прошел. Окончил жизнь Абрам Иосифович в Сан-Франциско, где, по одной версии, занимался фотографией и отнюдь не роскошествовал, а по другой - вскоре опять стал миллионером. Кому какой конец больше правится. Иллюзия - это, конечно, ие жизнь, но жизнь, быть может, - большая иллюзия... Люцеус. Дом 25. Помянем добрым словом Высшие женские курсы Давыдовой-Скаллон, одно из первых учебных заведений, где российские женщины получали выс шее образование. Пейзаж фэнсиона. Дом 39. Маленькая картинка быта конца XIX века. Библиотека в этом доме, по воспоминаниям посещавшего его гостя, была «высокий круглый зал, венчаемый белым куполом, который подпирался бе лыми же колоннами. Стены его были выкрашены в ярко-красный цвет, а пересекающие их наверху фризы итальянец Гранди украсил гуашью наподо бие помпейских фресок. Четыре закругленных шкафа, покрытые фанерой карельской березы, были вкраплены в карминовые стены. С купола свеши валась екатерининская люстра, а посредине комнаты стоял раскидистый вось миугольный стол из карельской березы, резко вырезывавшийся на фоне чер ного, попугаями испещренного старинного русского ковра...» Все это великолепие принадлежало до революции негоцианту Анатолию Шайкевичу. Многолюдная семья его, родом из Киева, широко разъехалась но Европе. О них немало можно бы вспомнить любопытного: отец Анатолия 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz