Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Дранков всюду поспевал быть первым. Первый в России он поставил игро­ вой фильм «Из-за острова на стрежень» по мотивам народной песни, состряпал также первую в отечестве кинокомедию. Первым показал кино царской семье. Первым снял на кинопленку Льва Толстого в Ясной Поляне. Великий старец скромно-надменно отказался ему позировать. Иллюзионист «не растерялся» - спрятался от хозяина имения в деревянном туалете на заднем дворе и снимал сквозь щель в досках, а Лев не мог попасть в сортир, зря только дергал ручку двери, что и зафиксировала невозмутимая камера (миллион с ароматом дерьма, как и было предсказано... но деньги, как известно, не пахнут и слава тоже.) Именно этот делец заложил неувядающую традицию - начинающие кино­ актрисы не должны были миновать его спальни. Вечером на диване - утром на экране. Абрам Иосифович выпустил в свет и первый отечественный сериал - «Сонька-Зологая Ручка», в шести частях, имевший успех. Отец-основатель российского «мыла», только за эго достоин он памятника, «бюста герою на родине», который уместно было бы изваять из «Земляничного» или, чего уж скупиться, из «Камей-шик», с лучшим парижским ароматом. Потом дела по­ шли у него на спад прибыли ни из «Льва в сортире», ни из «Соньки с ручкой» почему-то не удавалось выколотить. После 17-го года Дранков подал­ ся в Константинополь, потом в США. Попытался работать в американском передовом кино, но там своих чертей- фокусников хватало в Голливуде наш парень не прошел. Окончил жизнь Абрам Иосифович в Сан-Франциско, где, по одной версии, занимался фотографией и отнюдь не роскошествовал, а по другой - вскоре опять стал миллионером. Кому какой конец больше правится. Иллюзия - это, конечно, ие жизнь, но жизнь, быть может, - большая иллюзия... Люцеус. Дом 25. Помянем добрым словом Высшие женские курсы Давыдовой-Скаллон, одно из первых учебных заведений, где российские женщины получали выс­ шее образование. Пейзаж фэнсиона. Дом 39. Маленькая картинка быта конца XIX века. Библиотека в этом доме, по воспоминаниям посещавшего его гостя, была «высокий круглый зал, венчаемый белым куполом, который подпирался бе­ лыми же колоннами. Стены его были выкрашены в ярко-красный цвет, а пересекающие их наверху фризы итальянец Гранди украсил гуашью наподо­ бие помпейских фресок. Четыре закругленных шкафа, покрытые фанерой карельской березы, были вкраплены в карминовые стены. С купола свеши­ валась екатерининская люстра, а посредине комнаты стоял раскидистый вось­ миугольный стол из карельской березы, резко вырезывавшийся на фоне чер­ ного, попугаями испещренного старинного русского ковра...» Все это великолепие принадлежало до революции негоцианту Анатолию Шайкевичу. Многолюдная семья его, родом из Киева, широко разъехалась но Европе. О них немало можно бы вспомнить любопытного: отец Анатолия 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz