Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

С этой драмой «Буревестника революции» приключилось одно любопыт­ ное обстоятельство. Иллюзионист (Большевик) Горький, как известно, могуче поддерживал словом и делом и всем, чем мог, социал-демократические партии, в том числе и германскую. Да здрав­ ствует мировая революция пролетариата. Итак, он поручил некоему Алек­ сандру ІІариусу (он же Израиль Гельфанд) собрать гонорар с немецких театров за постановку все той же эпохальной пьесы «На дне». Условия были следующие: пятую часть получает за труды посредник, из оставшегося четверть идет Горькому, а три четверти в партийную кассу. ГІарвус считался персоной, заслуживающей доверия на том основании, что достаточно при­ мелькался в элитарных кругах крамольников и террористов, как в России, так и в Германии. Его «боевые качества» высоко ценили Ленин, Плеханов, Троцкий и Роза Люксембург. Большой поклонник драматургии Алексея Максимовича, Александр-Израиль прилежно собрал с театролюбивых нем цев дань около 100 тысяч марок... и все деньги присвоил. Горькому же отпи­ сал в тоне жуира, что на его средства так уж получилось! он съездил в Италию с одной хорошенькой барышней. Великий пролетарский писатель сообщал в мемуарах: «Впоследствии мне показали весьма красивую девицу или даму, сообщив, что это с ней путешествовал Парвус. Дорогая моя, подумалось мне, - дорогая...» Впрочем, был Александр Парвус не просто влюбчивым экспроприато­ ром, но и шалуном совсем в другом роде, В качестве агента германской и турецкой разведок, получал от немцев уже не тысячи, а миллионы в твердой валюте - на подготовку, не более, не менее, антимонархического переворота в России. А по весне 1917-го именно наш герой организует транзитный про­ езд оолыпевиков (в том числе, Ленина) через Германию в знаменитом плом­ бированном вагоне! Выйдя из того вагона, Ленин влез на броневик у Фин­ ляндского вокзала. А не организовал бы Парвус вагончик - большевистского путча, может, и не случилось бы... Такие вот устраивал иллюзии. Музыкальная река. Дом 9. 20 самых плодотворных лет провел здесь Дмитрий Шостакович. Были созданы оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», балеты «Золотой век» и «Болт», а также I, II, и III симфонии, первый фортепьянный концерт, знаменитая «Песня о встречном». Комментарий фэнсионера. Гоголевский Нос самый мистический пер­ сонаж «Петрополитаны », все-таки прописался в Трапеции! Мы, признать­ ся, скучали в ожидании его; без него наш фэнсион - неполный. Каждый день подросток Шостакович ходил на занятия со своей Никола­ евской в консерваторию пешком. Послереволюционные годы - транспорт 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz