Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

(вдова поэта А. К. Толстого - та самая, «Средь шумного бала, случайно...»), Антон Рубинштейн, Александр Венуа... Последний был немного влюблен в Наталью: «Довольно веселая, лука­ вая и в то же время ласкающая искорка, с чертами лица скорее простоваты­ ми, но милыми, Карлова вполне заслуживала быть зачисленной в разряд приятнейших особ женского пола. Но, кроме того, она была весьма неглупой женщиной, интересовалась и художеством, и литературой, больше же всего - музыкой, что послужило ее сближению с мужем герцогом Георгием. И пусть злые языки говорили, что Наташа Ванлярская “женила на себе” герцога, это­ го грузного и большого человека, жившего до того под крылышком своей строгой матери, крайне целомудренного и никакого жизненного опыта не имевшего. Победили не “интриги нетитулованной и бедной втирушки”, а упорство подлинной любви. Наталья Федоровна всем сердцем (и даже про­ тив своей воли) полюбила своего принца, он же со своей стороны нашел в ней свой идеал, в чем получил всю полноту жизненного счастья». Дом Карловых на Фонтанке стал одним из самых известных аристокра­ тических салонов, в его Белом зале на импровизированных концертах выс­ тупали Глазунов, Скрябин, Танеев, Гофман. Мистический смысл ситуации. За любовь двоих (за хвост пойманной ими Синей Птицы) цепляется весь мир (Ср.: Дягилев и Нижинский). По желанию графини Карловой дом на Фонтанке подвергся перестрой­ ке: фронтон его украсился гербом Мекленбургов, возведены были на набе­ режной широкие ворота со старинными колоннами, весьма напоминающие, говорят, арку императора Траяна в Риме. Волею судьбы на воротах этих установлены мраморные бюсты двух гениев места (двойники) - женский и мужской. Только увидев, я назвала их: Муза и Мефистофель. Судьбы живу­ щих здесь художников определяются тем, под чье правление они в тот или иной момент попадают - одного гения или другого. В библиотеке Георгия Георгиевича хранились автографы Бетховена и Гайдна, Балакирева и Кюи, Гончарова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Чай­ ковского... Богатейший архив - когда его изымали из дома большевики, они считали редкостные документы на вес, килограммами. Многие из этих ре­ ликвий тогда же и пропали навсегда... Вся русская дореволюционная культу­ ра разоренный Дом Карловой... Герцог Георг Мекленбург и его младшая дочь (скончавшаяся совсем юной, вскоре после смерти любимого отца, собственно, от тоски но нему - Смерть в фэнсионе) были похоронены в Ораниенбаумском парке, недалеко от их загородной резиденции. Эпохальный символ - на месте этих могил в совет­ ское время был сооружен памятник Ленину, и мраморные надгробья арис­ тократов королевской крови пошли на его постамент (продолжение темы Бесов). Дому Карловой суждено было стать трагическим символом века такое дается лишь избранникам. В наши дни попиравший их прах памятник демонтирован. Дальнейшая судьба золушки-принцессы (фрейлины-герцогини) 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz