Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Сологуб на своих сборищах любил в разгар веселья внезапно потушить свет в гостиной, чтобы в темноте слышались звуки поцелуев. А когда лампы вспыхивали вновь, то заставали гостей в весьма интимных позах. Кому-то нравились такие шутки, но у других это вызывало отвращение. Молодой Пришвин, например, писал: «Салон Сологуба - величайшая пошлость, самого­ ворящая» резонирующая мертвая маска...» (снижение темы Карнавала. О. М.). Мертвенность «веселеньких» развлечений в этом доме отмечали и другие посетители, в ней имелись соответствующие детали, например, «загробный» голос хозяина, убеждающий гостей угощаться изысканным ужином. Принц фиалок С некоторых пор Сологуб рьяно (как тетушка княжна Алина провин­ циалку Таню Ларину) выводил в высший свет литературы Игоря Северяни­ на и вполне в этом преуспел, немало поспособствовав петербургской славе «Принца фиалок». Образ самого гламурного русского поэта как-то очень вяжется с раздушенной и раззолоченной атмосферой сологубовых посиде­ лок. Северянину, единственному, удалось в литературе казалось бы невоз­ можное - он сделал пошлость органичным элементом свой эстетики. В гер­ барии нашего фэнсиона его засахаренные фиалки займут особую страницу. Не здесь ли, на Разъезжей, сложились «искрометные» строки: «Вонзи­ те штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки», вызвав­ шие гнев Льва Толстого, торжественно провозгласившего, что «до такой степени падения еще не доходила русская литература». Напрасно возму­ щался яснополянский мудрец, «искорки» шампанского из той бутылки оживляют все: и псевдовакхические обезьяньи пляски, и мертвенный кар­ навал ночных «поэз»: Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы! Пускайся, Муза, в экстазный пляс! И что нам - призрак! И что - угрозы! Искусство с нами - и бог за нас!.. Сологуб посвятил сверкающему Игорю триолет, написал парфюмерное предисловие к его книге «Громокипящий кубок» и увез Северянина в турне но России. «Оно обернулось невиданными триумфами: женщины кидали к ногам Принца силосные охапки цветов, бриллиантовые браслеты и броши, студенты выносили его со сцены на руках, выпрягали лошадей из его коляс­ ки и впрягались в нее сами,.,» (продолжение темы Идола). «Громокипящий кубок» за два года переиздали семь раз, общим тиражом десять тысяч, тогда как «Камень» Мандельштама, вышедший в эти же годы, имел тираж только 300 экземпляров. Я гений, Игорь Северянин, Сноси победой уноси, Я повс.еградію ойэкрансп И іювсесерлно утвержден. 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz