Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Почему - Сарафанова? Возможно, Данилевский, придумывая эту деви­ цу, так сказать, перевоплощаясь в нее, мысленно примерял сарафан. А Евге­ ния значит «благородная». Благородная дева в сарафане... Пушкинская «барышня-крестьянка»? Черубина Сарафанова. Женя де Габриак. Зотов поместил стихи в ближайшей книжке «Пантеона». И получил но­ вое письмо: «Плакала от счастья. Благодарю, благодарю. Напишу много, ког­ да волнение мое уляжется. А пока, если можно, пришлите мне какое-нибудь вознаграждение, я девушка бедная. Преданная вам Сарафанова». Данилевский-таки вымолил, выплакал свой гонорар (немаленький), и только через много лет Зотов узнал, что стал жертвой нахального подлога, на который даже никому пожаловаться нельзя задразнят... Обезьяна «Аполлона» Разъезжая, дом 31. Люсия. В числе гостей знаменитой золотой гостиной Сологубов следует назвать Блока и Ахматову, Мандельштама и Кузьмина, Чуковского и Куп­ рина, Алексея Толстого и Александра Бенуа... Блестящее общество. Но со­ временники отзывались об этих вечерах сдержанно, а то и в юмористиче­ ском ключе и сам Сологуб, и его жена Анастасия Чеботаревская сплошь и рядом умудрялись оставить сальные иягна на белой крахмальной скатерти, символизирующей хороший тон. Хозяин, получивший в литературных кру­ гах прозвание «кирпич в сюртуке», то ли был склонен, то ли очень старался прослыть садо-мазохистом, что добавило пряности его прозе. Хозяйка была «в своем роде»: перманентно встревоженная, всегда «как струна, слишком сильно завинченная на колок», она пыталась создать вокруг супруга доволь­ но курьезный культ поклонения (судорожные порывы бедняжки закончи­ лись полным «обрыванием струн» через несколько лет бросилась она с моста в Неву...) Сама обстановка квартирки своей педалированной мещанской пошлос­ тью - золоченые стулики, розовые шторы с бантами и фестонами вызывала у интеллигентных посетителей «род душевной мигрени» («Что бы еще сде­ лать? Лысину позолотить, что ли?» - уныло кокетничал Сологуб). На стенах красовались почему-то многочисленные монументальные «Леды с лебедя­ ми» разных художников. «Не кабинет, а ледник», - острили гости. На одном из вечеров у Федора Кузьмича танцевал известный в артисти­ ческих кругах юноша Поздняков - в стиле Айседоры Дункан, босой и с од­ ной лишь муслиновой набедренной повязкой на почти античном торсе. И вдруг Чеботаревской пришла мысль: заставить проплясать «в эротиче­ ском стиле Помпеи времен упадка» некую юную гостью, застенчивую ба­ рышню. Протесты жертвы не приняли во внимание, на нее надели нижнюю рубашку хозяйки, подпоясали лентой и заставили-таки «скакать вакханкой». Девочка перед изысканной публикой неуклюже принялась канканировать в диком этом дезабилье. Опомнившись, расплакалась: «Редко в жизни я ощу­ щала такой стыд». 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz