Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Мифеттой Блока, о чем знали только самые близкие его друзья, была Водяная Цапля. Он не мог написать ни одной строчки, пока, закрыв глаза, не представлял себе ее длинноногую болотную птицу. Мифетта Ремизова Ивица, существо из его сновидений, обрисованное в «Соннике»: девушка-деревце, с зеленой прической, сладчайшим голосом и очень странными, не поддающимися описанию глазами. Мифетта Ахматовой, много раз упомянутая в ее стихах, Смуглая Девуш­ ка с дудочкой в руках, почти точное воспроизведение античной Музы (но немножко и девушка с кувшином из Царскосельского парка). Смуглая гостья Ахматовой изображена на ее портрете кисти Петрова-Водкина (двойница). Мифетта Гумилева - Золотая Лестница. Он искал ее во всех своих стран­ ствиях по миру, на войне, в книгах, в любви лестницу, которая помогла бы ему совершить восхождение к высотам поэзии, привела бы к некому обрете­ нию внутри нее. С горечью признался он как-то Ахматовой (в одну из после­ дних их встреч), что так ничего и не нашел. Но трамнайныс рельсы со шпа­ лами - это тоже лестница. ІІа своем заблудившемся трамвае («Через Неву, через Нил и Сену») Гумилев все-таки попал туда, куда стремился. Репетиция Черубины Невский проспект, 71. Квартира Григория Данилевского, автора ныне полузабытых исторических романов «Княжна Тараканова», «Мирович», «Сожженная Москва» (Мемориальная доска.) Снижение темы Черубины де Габриак: ее история окончилась трагично (не стало Иннокентия Анненского, не стало ее самой как поэтессы), а тут - комедия, водевиль под названием «Девица Сарафанова». Петр Быков, библиограф и журналист вспоминал: «Данилевский был боль­ шой виртуоз в области “не любо - не слушай”». То он рассказывал о никогда не бывшем скандале в благородном семействе, то о только что прослушан­ ном произведении Гончарова (жившего по соседству на Невском. - О. М.), которое не только никогда не писалось, но и не снилось автору. Со старым журналистом Владимиром Рафаиловичем Зотовым Данилевс­ кий проделал такую штуку. Принес он ему для журнала «Пантеон», где Зотов был помощником редактора, длинные стихи, что-то вроде поэмы. Зотов вер­ нул ее автору с излюбленной в журналистике того времени фразой: «Длин- ность не выкупается забавностью». «Аполлон» рифмуется с “Пантеон”». И вот, через год Зотов получает письмо из Харьковской губернии: «Милостивый государь! Мне всего 16 лет. Я живу безвыездно в глуши старой деревеньки. Сама себя образовала путем чтения. Я обожаю книги. Их много было в библиотеке моего дедушки, особенно старых журналов. В них я с наслаждением перечитывала ваши стихи, повести, пьесы... Скажу вам искренне, это еще более подвинуло меня отослать вам мое сочинение. Отдаю его на суд ваш. Будьте снисходительны к 16-летней скромной поэтессе... Уважающая вас почитательница ваша Евгения Сарафанова». 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz