Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

В бывшей квартире Маковского поселяются Ахматова с Шилейко. Для них это был хороший адрес, связанный с первыми, ничем не омраченными днями. Вскоре пара перебралась на другую квартиру во флигель Мраморно­ го дворца - там начался «каторжный» этап их жизни. А в освободившуюся квартиру на Ивановской приводит девочку-жену Гумилев. В стенах этих и он обретает семейное счастье. Тоже ненадолго, ибо: «Заниматься любовью с женой так же скучно, как есть вареный картофель без масла...» Но ребячливая Аня, по выражению Ахматовой, «оказалась тан­ ком» она стойко отражала все сюрпризы, которые преподносило ей супру­ жество. Мистическая топография. Между домом № 8 на Разъезжей и домом № 25 на Ивановской уместил­ ся весь брак Гумилева и Ахматовой. I Іовые семьи и у него, и у нее, дав времен­ ное утешение, по большому счету, не сложились. Расставшись, они пошли каждый своей дорогой - к вершинам, к славе. Но до самого конца их жизней (короткой у него и длинной у нес) они остаются друг другу близкими, любящими-ненаиидящими людьми, в каком-то смысле - двойниками. Здесь, на Ивановской, Гумилев скажет своему другу поэту Георгию Ива­ нову странную фразу: «В сущности, я неудачник». Это он-то, знаменитый стихотворец и путешественник, герой войны, дважды Георгиевский кавалер, донжуан, не знавший поражений у женщин. Он, восклицавший с упоением: «Как сладко жить, как сладко побеждать моря и девушек, врагов и слово»... Исследователи относят его признание в жизненной неудаче на счет больше­ виков - это они разрушили космос поэта. Им удалось его уязвить: Гумми- лев (резиновый лев-игрушка), обидное прозвище, данное литературными недоброжелателями, становится оправданным. Наступало голодное время. Франтоватый Гумилев за год из бонтонного «англичанина» в элегантном пальто и щегольской шляпе превратился в ти­ пичного петроградца тех лет: лоснящийся от заношенности костюм, пузыря­ щиеся на коленях брюки («двустопные пясты»), разваливающиеся ботинки. Но, невзирая на холод и голод той зимы, Николай Степанович находился «в двух взмахах крыла* от своего творческого взлета. И этот взлет происхо­ дит. В июле рождается программное стихотворение «Память». В августе - может быть, лучшие строки Гумилева - «Душа и тело», «Слово», «Лес». Нели бы этих стихотворений не было, Гумилев не занял бы того места в русской поэзии, которое принадлежит ему сейчас. Написаны хрестоматийные строки: Но забыли мы, что осияшю Только слано средь земных треног. И в Евангельи от Иоанна Сказано, что слово - это Вог. Мы ему поставили пределом Скудные границы естества. И как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова. 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz