Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Мистический смысл ситуации. Побег на свой страх и риск из мира дольнего в мир горний - переплывание реки, которая их разделяет. А па том берегу беглеца встречают ему подобные существа. Автор «Хованщины» скончался в тот же знаменательный для России год, что и Достоевский, и убитый террористами царь-освободитель Алек­ сандр II (очередной тектонический разлом времени). Роковую роль сыграл случай в образе брата Мусоргского Филарета. Именно он (разумеется, из гуманных побуждений) привез заключенному в Николаевский госпиталь Модесту денег, хотя это строжайше воспрещалось больничными правилами. Композитору, страдающему без коньячка, удалось подговорить дурака-сто- рожа купить-таки ему спиртного - дал те самые 25 сребреников, подаренные сердобольным братом. Результаты нарушения врачебных предписаний ока­ зались фатальны: паралич конечностей, воспаление спинного мозга. Винить кого-то бессмысленно, как в житейском, так и в провиденциальном смысле, - ни сторожа, ни брага, который оказался «не сторож брату своему». Таланту помочь нельзя. Таланту ничего невозможно дать, как и отобрать у него ничего не представляется возможным: ни спасти, ни погубить. Он само­ достаточен, он единственная причина всего, что с ним приключается, и гибель его, как правило, - та или иная (завуалированная) форма самоубийства. Таланту можно помочь, и нет тут противоречия с предыдущим абзацем. Умер Модест Петрович, не успев издать многих своих сочинений. Рукописи, как это ни больно признать, горят. Примечательно, что восприемником му­ зыки покойного Мусоргского (медиумом, установившим контакт с его те­ нью!) стал друг молодости - Николай Андреевич Римский-Корсаков. Забро­ сив собственные сочинения, сидел месяцами за роялем, довершая замыслы сгоревшего от водки гения: «Мне уже кажется, что это я написал “Хованщи­ ну”, а, пожалуй, и “Бориса”...» Романсы его, цикл «Картинки с выставки» подготовил к печати (не про­ сто технический редактор - повитуха, принявшая младенца). В конце жизни Мусоргского в нашем фэнсионе сыскался еще один чело­ век, взваливший на себя роль няньки таланта. На Николаевской улице в доме № 2 жил некий Тертий Филиппов, прелюбопытнейшая фигура, - сын ржевского аптекаря, обладатель почти италианского тенора, большой поклон­ ник русской народной песни, друг всей «Могучей кучки». Он, безусловно, по совокупности заслуг заслужил скромный памятник, который недавно поста­ вили ему на родине, во Ржеве. Редкое имя Тергий: гёр, тёр серый камешек мещанской судьбы и отшлифовал до алмазного сверкания. Благонамерен­ ный Филиппов занимал довольно высокую должность в ведомстве Святей­ шего Синода. Когда Модеста Петровича пригрозили уволить со службы за пристрастие к Бахусу, Тертий взял пьющего композитора под свою протек­ цию, выхлопотал ему небольшую должность с жалованием, которое позволя­ ло не испытывать хотя бы нужды в самом насущном. Перед самой смертью Модест Петрович подарил Филиппову право на публикацию своего насле­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz