Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

нец, закончил курс в Технологическом институте, стал дипломированным инженером (в тс годы престижнейшая профессия, завидное положение)... Они ссорятся, на грани разрыва, жена заявляет, что, если он окончательно решил отдаться творческим порывам, то тогда, что ж - «Софья Исааковна ему больше подходит». Софья Исааковна Соня Дымшиц, жена богача, красавица-еврейка, эс­ тетка и интеллектуалка. Ей суждено стать другом, музой и спутницей Алек­ сея Толстого на ближайшие несколько лет. Сквозь дымку влюбленности он хорошо разглядел свою Дымшиц - как всю жизнь потом безошибочно видел, «чуял» людей, самых разнообразных. Ибикус. Именно под руку с Соней Дымшиц, действительно весьма подходящей для этой роли, граф вступает в литературу - впервые не как гость, а как равный, званный и избранный. Осоз­ нает себя жителем этого странного мира сочинителем, богемщиком, масте­ ром, рапсодом, соловьем... пожалуй, даже соловьем-разбойником. А поселился писатель с его первой Музой (в его жизни их будет еще несколько)... на Пушкинской, 8, в фэнсионе! Первый их с Юлией совмест­ ный петербургский адрес. «Капернаум», «Давидка» на Владимирской, с их богемной клиентурой, также неоднократно принимали его сиятельство. Обо­ жавший еду, волжский Гаргантюа, он обедывал и в «Палкине», и в «Квисе». Духовные лакомства вкушал (с гем же здоровым аппетитом) в «Аполлоне» и у Сологубов на Разъезжей. (Чревоугодие его как-то напрямую было связано с творческой потенцией талантлив был «утробой», «нутром», «пузом»). Словом, трапеция и на этот раз исправно спружинила. История любви. Ивановская, 25, квартира Сергея Маковского (М 15). После февральской революции Сергей Маковский бежит из Петербурга в Крым, потом уезжает за границу, как он полагает (и справедливо) - навсег­ да. Помещение редакции «Аполлона» на Разъезжей, 8 и свою личную квар­ тиру на Ивановской, 25 «папа Мако» оставляет «в наследство» друзьям. Это был поворотный момент в сложных отношениях Гумилева и Ахмато­ вой. После возвращения Гумилева в Петербург из Лондона Анна Ахматова предложила ему развестись. Существует две версии этого объяснения, жен­ ская и мужская его и се, во многом друг Другу противоречащие, но не будем их сейчас разбирать. Существенно, что оба были этим объяснением и самой ситуацией развода болезненно ранены, хотя изо всех сил стремились не вы­ казать этого (вечная их война, любви и самолюбий). Ахматова намеревалась выйти замуж за уже упоминавшегося Владимира Шилейко. Появляется (не­ сколько внезапно) невеста и у Николая Степановича он решает жениться на Анне Энгельгардт, приемной дочери Бальмонта (по мнению Ахматовой, на этот брак Николая Степановича толкнуло лишь желание по-мужски ото­ мстить ей, но Гумилев сие отрицал). Говорили, что когда он сделал юной Ане предложение, она упала на колени и разрыдалась, лепеча, что недостойна такого неземного счастья быть женой поэта. «Сколь зыбким оказалось сча­ стие сие»... 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz