Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Эту дуэль Серебряного века ее участники и свидетели но прошествии времени характеризовали как маскарадный розыгрыш, но она таковою не была. Соперники встретились в мастерской Головина в Мариинском театре, зас­ тавленной декорациями из «Орфея в аду». Дело происходило во время пред­ ставления «Фауста», Шаляпин внизу запел «Заклинание цветов». Волошин решил дать ему закончить арию, потом подошел к Николаю Степановичу и ударил его по лицу. Гумилев отшатнулся и выкрикнул с ненавистью: «Ты мне за это ответишь». Примечательна в атом отрынке музыка, которая аккомпанирует вызову: «Орфей в аду» (Волошин, как Орфей, хотел вывести Энредику-Черубину из ада, и как Орфей, оглянувшись назад, потерял ее) и «Расскажите ей, цветы мои» объяснение Фауста в любви к Маргарите (тоже преданной возлюбленным). Две пощечины, «Мокрый звук пощечины» суждено было услышать Алексею Толстому, секунданту Волошина, еще раз, много лет спустя, ее отвесил «советскому графу» другой житель Трапеции, Осип Мандель­ штам... 1Іа другой день литераторы стрелялись за I Іовой Деревней у Черной Речки, выбрав пару дуэльных пистолетов, очень похожих на те, из которых дрался с Дантесом Пушкин (каждый из поэтов мнил себя Александром Сергеевичем, а соперника - Дантесом). «Лепажа стволы роковые»... Была мокрая грязная весна и секундант, который отмеривал 15 шагов по кочкам, едва не увяз в слякоти. Нет ничего опасней Маскарада - репетиции Смерти. Поэты стрелялись, хоть и как бы в театральных костюмах пушкинской эпохи, но настоящими пулями. Михаил Кузмин, секундант Гумилева, не в силах от ужаса стоять у барьера, сел на снег и заслонился цинковым хирургическим ящиком. Алек­ сей Толстой так нервничал, что пошатнулся при выстреле и провалился по пояс в яму с талой водой (словно его ранили). Гумилев промахнулся, у Во­ лошина пистолет дал осечку. Бреттирующий «конквистадор» настоял, чтобы тот стрелял еще раз. Дворянски сведующий в этих делах Толстой вставил вместо пыжа разорванный на лоскуты носовой платок. Гашеткой в кровь ободрал себе палец. Волошин, зажмурившись, пальнул - боясь, по полному своему неумению обращаться с оружием, попасть в цель. Не попал. Гумилев настаивал и на третьем выстреле; секунданты, посовещавшись, отказали (ду­ эльный кодекс); будущий дважды Георгиевский кавалер, перекинув шубу через плечо, сел в сани и отбыл. «Гумилев не шутил, - рассказывал потом проницательный Толстой, - для него, конечно, изо всей этой путаницы, мистификации и лжи не было иного выхода, кроме смерти». Примечательно, что секундант (и друг) Макса, он в этой истории как-то незаметно для себя полностью встал на сторону Николая Степановича. Это судьбоносная история. Чем больше пишут о ней, трактуя так и эдак, тем больше остается непонятного (как и о дуэли Пушкина). Одним из ее 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz