Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Дом Аполлона Разъезжая, 8. Сергей Константинович Маковский, одна из загадочных звезд нашего фэнсиона, весь представляется в фокусе многих, очень светлых и далеко уходящих лучей. Сын Константина Маковского, живописца, написавшего, в том числе, портрет Александры Валерьяновны Панаевой, любимой певицы Чайковского, Апухтина и Достоевского - «лучезарной» Сандры (см. адрес: дворец Бслосельских-Белозерских на Фонтанке). Мать Сергея была ее при ятельницей. Две подруги, первые красавицы света, они изображены на зна менитом полотне «Неравный брак» (очень далекий ряд литературных ассо циаций...) Первые стихи Сергея Маковского были одобрены поэтом графом Арсением Голенищевым-Кутузовым. С ним познакомил Сергея Федя Слу- чевский, его соученик, сын поэта камергера Константина Случевского (жил в фэнсионе, на Николаевской, был хозяином одного из самых знаменитых литературных салонов). Так, уже в юные годы планида Сергея Константино вича притягивает в свою орбиту самые разные «небесные тела», связанные с искусством. Такой же дар был у Сергея Дягилева дар Звезды, окруженной планетами, кометами и их сателлитами. В каком-то смысле С. Маковский, сумевший создать собственную солнечную систему, - двойник звездного Дягилева, несколько сниженный двойник. Друзья-поэты называли Маков- ского-младшего «папа Мако», он проявлял к ним, норой, просто-таки отече скую заботу. Эстет, сибарит, законодатель мод, «нана» был женат на леген дарной красавице Марине Эрастовне Рындиной, отбив ее у первого мужа, поэта Владислава Ходасевича (весьма экспансивная особа - говорят она могла въехать в бальный зал дворца какого-нибудь вельможи верхом на белой лошади, в одной полупрозрачной рубашке и с распущенными волосами - внеся поэтическую сумятицу в ряды танцующих...) Люцеус Серебряного века. Редакция созданного Маковским журнала «Аполлон» помещалась тут же, на Разъезжей. Журнал этот, где печатались Гумилев, Лозинский, Мандельштам, Кузьмин, Вячеслав Иванов, Городец кий, Волошин, Шилейко, А. Толстой, Волошин, Анненский, Ауслендер (весь цвет), - для эпохи судьбоносен. Маска, приросшая к лицу Молодую многообещающую поэтессу, авторшу очень свежих поэтиче ских строк, Елизавету (Лилю) Дмитриеву Максимилиан Волошин, в ту пору уже признанный мэтр, сумел склонить на «великолепное кощунство». Он полагал, что скромной учительнице Лиле, прихрамывающей и не слишком красивой, такой, как она есть, затруднительно войти в литературный мир, что ей нужна эффектная история, которая бы сразу ее отличила, заставила о ней говорить: запоминающийся псевдоним и атмосфера «эротической инт риги». Лиля поддалась коктебельскому искусителю и послала свои стихи в 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz