Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Дом Аполлона Разъезжая, 8. Сергей Константинович Маковский, одна из загадочных звезд нашего фэнсиона, весь представляется в фокусе многих, очень светлых и далеко уходящих лучей. Сын Константина Маковского, живописца, написавшего, в том числе, портрет Александры Валерьяновны Панаевой, любимой певицы Чайковского, Апухтина и Достоевского - «лучезарной» Сандры (см. адрес: дворец Бслосельских-Белозерских на Фонтанке). Мать Сергея была ее при­ ятельницей. Две подруги, первые красавицы света, они изображены на зна­ менитом полотне «Неравный брак» (очень далекий ряд литературных ассо­ циаций...) Первые стихи Сергея Маковского были одобрены поэтом графом Арсением Голенищевым-Кутузовым. С ним познакомил Сергея Федя Слу- чевский, его соученик, сын поэта камергера Константина Случевского (жил в фэнсионе, на Николаевской, был хозяином одного из самых знаменитых литературных салонов). Так, уже в юные годы планида Сергея Константино­ вича притягивает в свою орбиту самые разные «небесные тела», связанные с искусством. Такой же дар был у Сергея Дягилева дар Звезды, окруженной планетами, кометами и их сателлитами. В каком-то смысле С. Маковский, сумевший создать собственную солнечную систему, - двойник звездного Дягилева, несколько сниженный двойник. Друзья-поэты называли Маков- ского-младшего «папа Мако», он проявлял к ним, норой, просто-таки отече­ скую заботу. Эстет, сибарит, законодатель мод, «нана» был женат на леген­ дарной красавице Марине Эрастовне Рындиной, отбив ее у первого мужа, поэта Владислава Ходасевича (весьма экспансивная особа - говорят она могла въехать в бальный зал дворца какого-нибудь вельможи верхом на белой лошади, в одной полупрозрачной рубашке и с распущенными волосами - внеся поэтическую сумятицу в ряды танцующих...) Люцеус Серебряного века. Редакция созданного Маковским журнала «Аполлон» помещалась тут же, на Разъезжей. Журнал этот, где печатались Гумилев, Лозинский, Мандельштам, Кузьмин, Вячеслав Иванов, Городец­ кий, Волошин, Шилейко, А. Толстой, Волошин, Анненский, Ауслендер (весь цвет), - для эпохи судьбоносен. Маска, приросшая к лицу Молодую многообещающую поэтессу, авторшу очень свежих поэтиче­ ских строк, Елизавету (Лилю) Дмитриеву Максимилиан Волошин, в ту пору уже признанный мэтр, сумел склонить на «великолепное кощунство». Он полагал, что скромной учительнице Лиле, прихрамывающей и не слишком красивой, такой, как она есть, затруднительно войти в литературный мир, что ей нужна эффектная история, которая бы сразу ее отличила, заставила о ней говорить: запоминающийся псевдоним и атмосфера «эротической инт­ риги». Лиля поддалась коктебельскому искусителю и послала свои стихи в 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz