Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

а затем сам мэтр сделал снимок Есенина, уже уходящего, в шубе, с папиро­ сой в руке. Снимок этот до сих пор можно увидеть на стенах в российских домах. Опыт мистической топографии. Первое появление Есенина в Петербурге связано с домом на Разъезжей, где жил автор «Мелкого беса» Федор Сологуб. Именно к нему приходил «кудрявый подпасок», чтобы просить его содействия в публикации стихов. От ушлого Федора Кузьмича не укрылось бешеное честолюбие «пастушка», приехавшего в столицу «за славой, за бронзовым монументом». «Потеет от почтительности, сидит на кончике стула. Подлизывается на­ пропалую: “Ах, Федор Кузьмич! Ох, Федор Кузьмич!” Льстит, а сам про себя думает: ублажу старого хрена пристроит в печать. Ну, меня не прове­ дешь, - я этого рязанского теленка сразу за ушко, да на солнышко. Заставил ею признаться, что и стихов моих не читал, и успел до меня еще к Блоку с Мережковскими подлизаться. Словом, прощупал хорошенько его бархатную шкурку и обнаружил суть: адское самомнение и желание прославиться во что бы то ни стало». Но именно Сологуб принес стихи Есенина в журнал: «Искра есть. Реко­ мендую. И аванс советую дать. А мальчишка стоящий, с волей, страстью, горячей кровью. Не чета нашим тютькам из “Аполлона”». И последние дни Есенина тоже связаны с нашим фэнсионом. В доме № 50 на набережной Фонтанки, в квартире 26 одно время размещалось Ле­ нинградское отделение Всероссийского Союза писателей (председателем его одно время был все тот же фантастический Федор Сологуб). Сюда приходи­ ли петербуржцы, чтобы проститься с Сергеем Есениным. Гроб с его телом был выставлен в одной из комнат квартиры. Мистический смысл. Фэнсион Трапеция (в образе «странного господи­ на» Федора Кузьмича) встретил поэта в Петербурге и проводил его - в смерть, в бессмертие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz