Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
ко чудится, что он избранник, а на деле все его опусы - ничто иное, как тщеславное малоценное дилетантство?.. Таких страхов, невротических (не кротических) сомнений в себе не избежал, ио-видимому, ни один художник даже с гениальными задатками. Меж тем, музыка звучала в ушах, со всей убедительностью слуховых галлюцинаций, мешала исполнять служебные обязанности: не ко времени вторгающийся гость. Без нее - одиночество; при ятели-офицеры, конечно, водились, но вне сердечной привязанности. Не слу чилось и невесты (не будет и в дальнейшем, по неким глубоко интимным, до конца не проясненным причинам). Никакой другой семьи, кроме нотных знаков, впоследствии обернувшихся собратьями-композиторами. Л и т ь музыка - только она Одна не обманет... ІІа Ямской Модест квартировал недолго, сочинял трудно, сказывалось отсутствие консерваторского образования. Несколько романсов, песен... на- мечтал еще музыкальную трагедию на античный сюжет, любопытную штуч ку «Царь Эдип». Вот, возможно, этот слепой Эдип и стал провиденциаль ным вестником в жизни нашего героя или, вернее, той ставкой, которую приняла к игре слепая судьба. Именно в этот момент «вдруг из ниоткуда» возникают люди, которые в состоянии адекватно оценить первые опусы Мусоргского. Он встречает себе подобных - такие же, как он, молодые таланты принимают его в свой круг. Балакирев, Кюи, Стасов, Римский-Корсаков...Момент знаменательный. Бес семейный Мусоргский обретает не просто компанию схожих по вкусам при ятелей. Он получает место в «граде и мире» (холодный и безжалостно-кра- сивый, страшный Петербург, как символ универсума). Теперь он не пропа дет и не потеряется (даже если сам пропадет не потеряются его ноты, эманация личности, идеальное «я») - друзья сохранят. Потому что их связы вает нечто большее, чем симпатии, сколь угодно глубокие, и юношеская задушевность, потому что все они в одном (опасном) положении: матросы на музыкальном корабле. Посреди стихии-жизни, порой, даже и ласковой, но, куда чаще, равнодушной или враждебной. Рекруты Музы. «Божьи флейты». Тайный неназываемый словами ор ден, товарищество, даже братство людей искусства. Со всеми неизбежными оговорками, оно все-таки существует. Через четыре года оперившийся Модест Петрович с Николаем Андрее вичем (Римским-Корсаковым) поселятся вместе на одной квартире, но лево му берегу Фонтанки. Мундир и муштра, наконец, будут сданы в архив, и зазвучат на музыкальных вечерах Петербурга их первые сочинения. «Разве музыка простое занятие, подобное скоморошеству и показыванию фокусов? Отвечаю утвердительно: нет!» - патетически восклицал друг Николенька в письмах к родне. Но оба, в тайных своих проявлениях, и скоморохами, и «показывателями фокусов» являлись... і 7 ^бээгц^ ГУК Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz