Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Она придет, даю тебе поруку, И бел меня, в ее усгавясь взгляд, Ты за меня лизин ей нежно руку, За все, в чем был и не был виноват... Анатолий Мариенгоф. «Роман без вранья». «Кого любил Есенин? Больше всех он ненавидел Зинаиду Райх. Вот ее - эту жен­ щину с лицом белым и круглым, как тарелка, которую он ненавидел больше всех в жиз­ ни, ее, единственную, он и любил. Мне кажется, что и у нее другой любви не было. Помани ее Есенин пальцем, она бы от Мейерхольда убежала без зонтика в дождь и град». В этом фрагменте завирающемуся «без вранья» поэту, самой интонации его - веришь. Именно гак, «без зонтика»...Подобно другим попыткам Есени­ на обрести жену, семью (Анна Изряднова, Айседора Дункан, Софья Тол­ стая) эта заканчивается полным крахом. Говорят, что поэт «по-мужицки, но темной крови» не мог простить своей жене, что оказалась она в брачную ночь не девственницей, хотя уверяла, что он у нес первый (обманы белой, всдьминской ночи...) Роковым в их отношениях становится эпизод со шка­ тулкой (экспонат Музея Питерского Зазеркалья). Какая-то путаница, чер­ товщина: Есенин сам дарит жене лакированный ларчик с федоскинской рос­ писью (тоже белоночно-призрачной), но в припадке ревности решает, что это подношение, принятое Зинаидой от неизвестного любовника. Происхо­ дит безобразная сцена: Зинаида вспоминала, что в ответ на бешенство Есе­ нина она даже не в состоянии была что-то говорить, защищаться, а просто легла на пол, лицом вниз и безудержно рыдала. «Я двух женщин бил в своей жизни Райх и Айседору...» К вечеру они помирились, но какую-то грань в отношениях уже переступили. Вскоре Райх с маленькой дочкой Татьяной, беременная вторым ребенком, уезжает к родителям в Орел. Все ее поздней­ шие попытки к примирению успеха не имеют. Злую роль в их отношениях сыграл уже упомянутый Мариенгоф, люто ревновавший друга к Зинаиде (в воспоминаниях своих он живописует ее, как монстра с кривыми ногами, с задом, «величиной с ресторанный поднос при подаче на компанию» и стер­ возным правом). Родившегося вскоре сына Константина Сергей не желает признавать своим. Когда Райх развернула перед ним кружевной конвертик с младенцем, он поморщился: «Есенины черненькими не бывают» развер­ нулся и ушел легкой, танцующей походкой. Стержню Райх суждено было еще выпрямиться - вскоре она становится Музой, подругой, супругой культового режиссера Всеволода Эмильевича Мей­ ерхольда. Мало того - ведущей актрисой его театра (коронные ее роли «Дама с камелиями» Дюма-сына, Электрическая женщина из «Мистерии- буфф» Маяковского...) Едва взглянув на Зинаиду, Мейерхольд тут же уло­ вил в ней даже не просто талант, талантливых людей много, а некую пред­ назначенность и тотчас позвал за собой. Мистический смысл ситуации. Поэт и Мадонна, пережив судьбонос­ ную встречу, расходятся в разные стороны, каждый - к своей вершине. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz