Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Э го и поворотный момент в их любви. Дойдя от своей Большой Морской до «Паризианы», Набоков доходит до конца, во всяком случае до начала конца, «Позднее, в редкие минуты уныния, Тамара говорила, что наша любовь как-то не сиравидась с той трудной петербургской порой и дала длинную тон­ кую трещину. В течение всех тех месяцев я не переставал присылать стихи к ней, для нее, о ней по двс-три “пьески” в неделю; в 1916 году я напечатал сборник и был поражен, когда она мне указала, что большинство из этих стихотворений о разлуках и утратах, ибо странным образом начальные наши встречи в лирических аллеях, в деревенской глуши, под шорох листьев и шуршание дождя, нам уже казались в ту беспризорную зиму невозвратным раем, а эта зима изгнанием». Изгнание! «Ужели слово найдено»? Любовь к Валентине-Тамаре значила для Набокова, по его собственному признанию, больше, чем все мировые сенсации грянувшего 1917-го, и даже больше, чем все бабочки на свете. В воспоминаниях он писал, что из-за пер­ вой любви не только «едва не проглядел русскую революцию», но даже заб­ росил на время свою коллекцию чешуекрылых (высшая, непревзойденная жертва). В некоторых стихотворениях, во фрагментах прозы образ потерян­ ной возлюбленной сливается для него с образом родины. Это эманация ре­ альной девушки и в то же время не существующего наяву, в среднерусской природе «синего мотылька», обитателя Эдемского сада: В листве березовой, осииовой, В конце аллеи у мостка, Вдруг падал свст от платья синего, От василькового венка... Твой образ легкий и блистающий, Как на ладони я держу. И бабочкой неулстающей Благоговейно дорожу... В названиях кинотеатров на Невском: «Пикадилли», «Паризиана» - не содержится ли намека на так скоро материализовавшиеся в его жизни Лон­ дон- Париж? Набоков сам любил складывать «узоры времен и судеб», слов­ но фигуры орнамента на загнувшемся ковре, так, чтоб они совпали. Он же, иронизируя по поводу печальных хроник Чернышевского, заявлял, что зада­ ча биографа найти сквозные темы повествования (например, «тему краси­ вых фамилий», «тему очков» в жизни Николая Гавриловича) и проследить их, К примеру, узнав название гостиницы в Иркутске, где поселилась при­ ехавшая в Сибирь к мужу Ольга Сократовна, «Амур и Компания», Набо­ ков возрадовался юмористической проницательности Рока. Неужели, все-таки эта земля, подобно теннисной ракетке, отшвырнула Владимира Владимировича, словно упругий мяч, хитрой, крученой подачей - невозвратно и далеко? Если это «эффект Трапеции», то очень завуалированный, потайной и дьявольски точный как именно и предпочитал он. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz