Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Э го и поворотный момент в их любви. Дойдя от своей Большой Морской до «Паризианы», Набоков доходит до конца, во всяком случае до начала конца, «Позднее, в редкие минуты уныния, Тамара говорила, что наша любовь как-то не сиравидась с той трудной петербургской порой и дала длинную тон кую трещину. В течение всех тех месяцев я не переставал присылать стихи к ней, для нее, о ней по двс-три “пьески” в неделю; в 1916 году я напечатал сборник и был поражен, когда она мне указала, что большинство из этих стихотворений о разлуках и утратах, ибо странным образом начальные наши встречи в лирических аллеях, в деревенской глуши, под шорох листьев и шуршание дождя, нам уже казались в ту беспризорную зиму невозвратным раем, а эта зима изгнанием». Изгнание! «Ужели слово найдено»? Любовь к Валентине-Тамаре значила для Набокова, по его собственному признанию, больше, чем все мировые сенсации грянувшего 1917-го, и даже больше, чем все бабочки на свете. В воспоминаниях он писал, что из-за пер вой любви не только «едва не проглядел русскую революцию», но даже заб росил на время свою коллекцию чешуекрылых (высшая, непревзойденная жертва). В некоторых стихотворениях, во фрагментах прозы образ потерян ной возлюбленной сливается для него с образом родины. Это эманация ре альной девушки и в то же время не существующего наяву, в среднерусской природе «синего мотылька», обитателя Эдемского сада: В листве березовой, осииовой, В конце аллеи у мостка, Вдруг падал свст от платья синего, От василькового венка... Твой образ легкий и блистающий, Как на ладони я держу. И бабочкой неулстающей Благоговейно дорожу... В названиях кинотеатров на Невском: «Пикадилли», «Паризиана» - не содержится ли намека на так скоро материализовавшиеся в его жизни Лон дон- Париж? Набоков сам любил складывать «узоры времен и судеб», слов но фигуры орнамента на загнувшемся ковре, так, чтоб они совпали. Он же, иронизируя по поводу печальных хроник Чернышевского, заявлял, что зада ча биографа найти сквозные темы повествования (например, «тему краси вых фамилий», «тему очков» в жизни Николая Гавриловича) и проследить их, К примеру, узнав название гостиницы в Иркутске, где поселилась при ехавшая в Сибирь к мужу Ольга Сократовна, «Амур и Компания», Набо ков возрадовался юмористической проницательности Рока. Неужели, все-таки эта земля, подобно теннисной ракетке, отшвырнула Владимира Владимировича, словно упругий мяч, хитрой, крученой подачей - невозвратно и далеко? Если это «эффект Трапеции», то очень завуалированный, потайной и дьявольски точный как именно и предпочитал он. 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz