Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

пристава... Слезы матери: что мы будем делать? Отец - точно лейденская банка, только тронь, убьет...». «Как крошка мускуса наполнит весь дом, так малейшее влияние юдаизма переполняет целую жизнь, исповедовался автор “Шума времени”. О, ка­ кой это сильный запах! Мог ли я не заметить, что в еврейских домах пахнет иначе, чем в арийских? И это пахнет не только кухня, но люди, вещи и одеж­ да». «Мускус иудаизма», дух Ветхого Завета, остался с ним навсегда, в его стихах найдя приют, но вот, душок негоций и коммерций, мелкий бес обыва- ния подлежали выветриванию. Как, впрочем, и еще один дух прохвативший тогда все молодое поколение Петербурга, народнический, потом эсеровский - юный Осип достаточно покружился и покуражился в этой среде. Мистический смысл ситуации. Жители фэнсиона расколдовывают взрос­ леющего поэта обступают тесным кругом (как виллисы новую под­ ружку в их зачарованном царстве), уводят из дома прочь, в иное, откры­ тое пространство песен. В Тенишевском училище, где Мандельштам получал образование, рус­ скую словесность преподавал поэт Гиппиус (брат Зинаиды), там же учился Вольдемар Набоков. В школьные годы Осин судьбоносно дружил с Борисом Синани, сыном упоминавшегося уже психиатра, друга Глеба Успенского (пер­ вые стихи свои Мандельштам чцтал в этом доме и заплакал, когда слушате­ ли стали смеяться). Листовки, прокламации, народнические «сходки», но (что гораздо более важно) тут же, в этой же розовой гостиной, - чистый огонь культуры, полирующий кровь. В 10-х годах, живя на Загородном, он посещает собрания религиозно­ философского общества (Бердяев, Мережковский, Философов все обита­ тели Трапеции и гости). В кабаре «Бродячая собака» Мандельштам знако­ мится с Ахматовой: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в иетлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки» (ландыш - хрустальный ключ от Сада). Так незаметно он переходит из одного универ­ сума в другой (но живому мосту из протянутых рук приятелей и знакомых, по лесенкам строк их стихов и эссе). Мандель штам дословно «ветка мин­ даля». Фэнсион наш вправе гордиться тем, что здесь, в журнале «Аполлон» (Разъезжая, 8), состоялся литературный дебют «миндальной ветки». В рус­ ской поэзии зазвучал новый голос: На стекла вечности уже легло VIос дыхание, мое тепло, Запечатлеется на нем узор Неузнаваемый с недавних нор. Пускай мгновения стекает муть. Узора милого не зачеркну ть. Как положено чуду, он возник - ниоткуда. В стихах Мандельштама, даже ранних, филологи не могут обнаружить литературных влияний! Случай ред­ 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz