Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
ковский постановляют, что «быть поэту в крепостном состоянии - позор», и образуют общественный комитет по спасению народного таланта из рабства. Энгельгардт, к которому они обратились, запросил за своего оброчного изрядную сумму 2500 рублей. Собрать столько денег для небогатых живо писцев было бы слишком обременительно. Попытки Павла Брюллова угово рить вельможу освободить Шевченко безвозмездно встретили отпор. Приятели измышляют другой путь. Было условлено, что Брюллов напи шет портрет Жуковского, который они разыграют по билетам и таким обра зом получат необходимые средства. И вот, в одно прекрасное весеннее утро на концерте у мецената Вильегорского, в его дворце на Михайловской пло щади, состоялась благотворительная лотерея в пользу нуждающихся талан тов. Портрет Жуковского, как и следовало ожидать, выиграла царица, жена Николая I Александра Федоровна (уже упоминавшаяся Лалла Рук), кото рой преподнесли билет в 400 рублей. Ныне подсчитано, что расход на лоте рею всех членов царской фамилии составил всего рублей до тысячи. К тому же, до подписания «вольной» Энгельгардтом и свидетелями никто из цар ской семьи не внес в Комитет причитающихся ему денег стало быть, счи тать, что Шевченко из крепостной зависимости выкупили Романовы, не со всем корректно. Но при создавшихся обстоятельствах Энгельгардт, конечно, не мог пойти на попятный - моральная поддержка трона и светская огласка вынуждали его соблюсти условия игры... Нечто есть в судьбе Шевченко от гоголевского Вакульг, сумевшего и черта оседлать, и Петербург покорить, ухватить туфельку императрицы и красотку-Оксану и при всем том не растерять дара («не погубить души»). Казачок Энгельгардта, он же нацио нальный классик и кумир. Да, таков ты, художник, в этом мире! Из барской передней к Парнасской вершине, к хороводу муз... Образчик пресловутого театрального кви-про-кво - а кто-то говорил, что такие сюжеты цветут лишь в сценариях лирических комедий «всех времен и народов» (в телесериалах!), но отнюдь не в жизни... Иные эрудиты скажут, что все это, мол, басни совет ского литературоведения: никто Тараса особо не угнетал, барин Павел Васи льевич относился к хлопцу благосклонно, художеству его не думал препят ствовать, а супруга, баронесса Софья Григорьевна, просто баловала Шевчен ко, обучая его азам живописи па свои средства... И все же, он был рабом, пусть балованным рабом, а стал свободен. В начале мая (белые ночи), в приятельской компании, оживленной шам панским, Жуковский вручил набычившемуся Тарасу бумагу, заключавшую в себе гордость, достоинство, обеспечение прав гражданства; на ссй раз в роли Судьбы (закулисного «Бога из машины»), устроившей эффект Трапе ции, выступило оратство художников Сошенко, Брюллов, Жуковский, Гре бенка, Венецианов и прочие. Мистерия фэнсиона (вольная поэту) Символично, что именно в нашем фэнсионе поэт впервые и на все време на получает от социума вольную, право быть независимым. Идти «куда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz