Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

ковский постановляют, что «быть поэту в крепостном состоянии - позор», и образуют общественный комитет по спасению народного таланта из рабства. Энгельгардт, к которому они обратились, запросил за своего оброчного изрядную сумму 2500 рублей. Собрать столько денег для небогатых живо­ писцев было бы слишком обременительно. Попытки Павла Брюллова угово­ рить вельможу освободить Шевченко безвозмездно встретили отпор. Приятели измышляют другой путь. Было условлено, что Брюллов напи­ шет портрет Жуковского, который они разыграют по билетам и таким обра­ зом получат необходимые средства. И вот, в одно прекрасное весеннее утро на концерте у мецената Вильегорского, в его дворце на Михайловской пло­ щади, состоялась благотворительная лотерея в пользу нуждающихся талан­ тов. Портрет Жуковского, как и следовало ожидать, выиграла царица, жена Николая I Александра Федоровна (уже упоминавшаяся Лалла Рук), кото­ рой преподнесли билет в 400 рублей. Ныне подсчитано, что расход на лоте­ рею всех членов царской фамилии составил всего рублей до тысячи. К тому же, до подписания «вольной» Энгельгардтом и свидетелями никто из цар­ ской семьи не внес в Комитет причитающихся ему денег стало быть, счи­ тать, что Шевченко из крепостной зависимости выкупили Романовы, не со­ всем корректно. Но при создавшихся обстоятельствах Энгельгардт, конечно, не мог пойти на попятный - моральная поддержка трона и светская огласка вынуждали его соблюсти условия игры... Нечто есть в судьбе Шевченко от гоголевского Вакульг, сумевшего и черта оседлать, и Петербург покорить, ухватить туфельку императрицы и красотку-Оксану и при всем том не растерять дара («не погубить души»). Казачок Энгельгардта, он же нацио­ нальный классик и кумир. Да, таков ты, художник, в этом мире! Из барской передней к Парнасской вершине, к хороводу муз... Образчик пресловутого театрального кви-про-кво - а кто-то говорил, что такие сюжеты цветут лишь в сценариях лирических комедий «всех времен и народов» (в телесериалах!), но отнюдь не в жизни... Иные эрудиты скажут, что все это, мол, басни совет­ ского литературоведения: никто Тараса особо не угнетал, барин Павел Васи­ льевич относился к хлопцу благосклонно, художеству его не думал препят­ ствовать, а супруга, баронесса Софья Григорьевна, просто баловала Шевчен­ ко, обучая его азам живописи па свои средства... И все же, он был рабом, пусть балованным рабом, а стал свободен. В начале мая (белые ночи), в приятельской компании, оживленной шам­ панским, Жуковский вручил набычившемуся Тарасу бумагу, заключавшую в себе гордость, достоинство, обеспечение прав гражданства; на ссй раз в роли Судьбы (закулисного «Бога из машины»), устроившей эффект Трапе­ ции, выступило оратство художников Сошенко, Брюллов, Жуковский, Гре­ бенка, Венецианов и прочие. Мистерия фэнсиона (вольная поэту) Символично, что именно в нашем фэнсионе поэт впервые и на все време­ на получает от социума вольную, право быть независимым. Идти «куда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz