Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

приятелей. Собственный космос эстетический зрел и мужал - галактика «Державин». Так или иначе первый поэтический сад нашего фэнсиона разведен был в доме Капниста на Загородном (и на Фонтанке, у Державина, где «братья по Аполлону» встречались тоже). Гавриил Романович, сын захолустного дворя­ нина, выслужившийся из нижних чинов, хлебнувший в жизни лиха, поню­ хавший пороха на Пугачевском бунте... В те годы, впрочем, уже крупный администратор, государственный человек, в суровых хлопотах, в постылой рутине, в вечных служебных конфликтах (интригах, поклепах, доносах, под­ копах, па которые столь щедра была капризная его планида)... То враг, то баловень сильных мира сего, крестник непостоянной Фелицы... «Я царь, я раб, я червь, я Бог» он нашел в кружке Капниста истинное успокоение души. Единственно возможное для таких натур. Сад поэзии Тарас Шевченко Эффект Трапеции. Крепостной крестьянин из малороссов Тарас Шевченко прибыл в Санкт- Петербург в свите своего барина, Его сиятельства графа Павла Васильевича Энгсльгардта. Просиживал штаны в господской передней, отворял двери гос­ тям, бегал на посылках, а сам мечтал посвятить себя художеству, убедитель­ ным образчикам которого, как гоголевский Вакула, не мог надивиться в столи­ це. В ту пору было модно иметь в своем доме личного живописца. Энгель- гардт, уступив слезным молениям младшего лакея (сочтя, верно, что в прихожей может посидеть кто-нибудь другой), отдает его на выучку гравюрному и порт­ ретному делу в артель Василия Ширяева, «малевавшего знатно». Тарас посе­ лился в доме у своего наставника - на Загородном першпекте, в черте нашего фэнсиона. У молодого крепостного имелись недурные способности к живопи­ си, но одновременно он почти непрерывно слагал стихи на родном языке. Тут происходит Встреча Тарас знакомится со своим земляком, худож­ ником Иваном Сошенко (жил неподалеку, на Коломенской, 5).Познакоми- лись в Летнем саду, где Шевченко срисовывал с натуры знаменитые статуи (одна из многих ниточек, связывающая мистический Летний сад с нашим фэнсионом). Ностальгия по рідной Украіне и любовь к святому искусству их сблизили. Иван Максимович представляет родственную душу своим при­ ятелям а в их числе состояли Брюллов, Венецианов, Жуковский, Гребенка (на стихи последнего нанисан культовый романс «Очи черные»). Крепостной художник, допущенный в их беседу, вначале рта не раскры­ вал и лишь сверкал малоросскими очами, не смея признаться господам, что тоже сочинительствует. Но в один прекрасный вечер заговорил и собрав­ шиеся с удивлением выслушали «Реве та стогне Дніпр широкий» и другие стихотворения, впоследствии вошедшие в сборник «Кобзарь», незамедли­ тельно признав в них высокие литературные достоинства. Брюллов и Жу­ 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz