Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

существовали оранжерея для цветочных растений, конюшня, сеновал (тема Садов). Здесь обитают эманации, музыкальные души Снегурочки, Оксаны, Любаши, Царевны-Лебеди... Их создатель переехал сюда после смерти от чахотки любимой дочери Маши, Боль. Слом: непринятая публикой «Ночь перед рождеством», скандал в Мариинке, разрыв с Балакиревым, газетная травля... Но преодолел (Сады помогли?). Каждый по завету должен возде­ лывать свой сад, что бы ни было, как бы ни мучила жизнь. Несмотря на развивающийся атеросклероз (диагноз был уже поставлен) Римский-Корса­ ков работал, как каторжный: преподавал в Консерватории, дирижировал в Капелле, консультировал и выводил в свет учеников, среди которых Глазу­ нов, Лядов, Мясковский, Прокофьев, Стравинский (все они перебывали в этом доме). Одновременно с этой каторгой долга (счастливой) созданы на поэтическом Загородном: «Садко», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»... «Редеет облаков летучая гряда», «Не пой, красавица, при мне...» все сказочные, либо астральные сюжеты. Три (из пятнадцати) онеры Николая Андреевича наворожены Пушкиным (Эхо фэнсиона). Мистический смысл ситуации. « Садко музыкальных глубин», он жил в двух царствах: петербургской, всегда немного странной реальности, где имелись у пего обязанности, должность, быт, - и в созданном им для себя « подводном» мире, в котором был он и «богатым гостем», и царем, и все ми его обитателями. Царевна-Лебедь Вплывала в гостиную, воцаряясь у фортепьяно, блистая красой и не снисхо­ дя до своей красы... Сама Царевна-Лебедь отражалась в здешних зеркалах певица Забела-Врубель (на картине Михаила Врубеля это она в сцениче­ ском костюме для оперы «Сказка о царе Салтане»). Вновь тема Эха, отраже­ ния отражений. Пушкин Дельвиг - Римский-Корсаков Врубель Забела-Врубель, визионируя, создали вместе (каждый в одиночестве, но, пересекаясь на «воз­ душных путях») виртуальный образ девушки-Лебедя, зачаровавшего всех их, что является примером Эха-магнита. «Лебединый» образ встретится нам еще не раз, по адресам Анны Павло­ вой, Осипа Мандельштама, Льва Бакста, Михаила Фокина, Лики Мизиновой. Гениальный Михаил Врубель - «Демон со сломанным крылом», возлюб­ ленный супруг Заоельі, девы-Лебедя, увы, продолжает печальный мануск­ рипт, список езумцев тема сумасшествия как альтернативы творчества (с Всеволодом Гаршиным и с Велсмиром Хлебниковым они даже лечились в одной психиатрической больнице, на Сабуровской даче...) Болезнь мужа, смерть маленького сына жизнь певицы проваливалась в ад, она теряла голос, сама оыла на грани (или даже за гранью) душевного недуга. Из всех Лебедей фэнсиона Надежда Забела самый печальный. т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz