Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

покуда не совершали они единственно точный поступок, не заканчивали пер­ вый свой зрелый роман, поэму, картину или симфонию, не завоевывали «ту самую» женщину или друга. Коль скоро это совершалось, улыбчивый вели­ кан подкидывал их под самый купол, как воздушного гимнаста, раскачавше­ гося на цирковой трапеции. Здешняя мостовая, граненная столькими поэта­ ми и даже вымышленными героями их лирики, сообщала постояльцу некую левитацию, выводящую на всероссийскую и мировую орбиту. Свыше шестидесяти имен - список (см. Приложение) виртуален и бес­ конечен, у адепта мистической топографии имеется шанс удлинять его вплоть до завершения своего земного существования. О каждом из названных (зван­ ных!) написаны статьи, книги, порой целая библиотека, и все мало. «Пики и бездны»: собрание сочинений имярека, жизнь его, смерть, послесмертие - комментарии, комментарии, комментарии... остается признать, что малень­ кая Трапеция, как Алеф, идентична Вселенной. Начавшись около 300 лет назад, с момента «большого взрыва», основания Петром новой столицы, фэн­ сион не имеет обозримого конца. Конечно, любая человеческая судьба, тем более судьба художника, уникальна, несводима ни к каким банальностям и требует сугубо деликатного на нее взгляда. Кроме того, некоторые факты лучше вообще не разглашать, и некоторые слова никогда не произносить. Но все же опыт многолетнего соседства дает мне шанс установить тонкие связи (биографические, топографические, филологические), которые ранее не были предметом рассмотрения, и открыть новые объекты в творческой Вселенной ( фатэмы, имаджйны, астрёллы...) Некоторым из фэнсионеров суждено было прожить на полутора квадрат­ ных саженях суши всю взрослую жизнь или значительную часть ее, женить­ ся здесь, завести детей, воспитать учеников, чтоб было кому передать лиру. Если же в дополнение к семье, или обойдясь без нее, человек открывал гос­ теприимно двери своего дома, устраивал люсию («философские пятницы», «литературные завтраки», «великолепные кощунства»), то это тоже стано­ вилось миссией, ради которой он и попадал сюда, на маленький остров кол­ лективного спасения талантов. Когда же кто-то из них, личностей сегодня уже мифических (Птицы- Сирины! Индрики!), умирал, то независимо от обстоятельств гибели, была ли то мирная кончина праведника в собственной постели, в окружении безу­ тешных чад и домочадцев, фатальный несчастный случай или самоубийство, смерть и оказывалась главным делом его жизни, приводящим в действие тайные пружины трапеции, которые, распрямившись вдруг, «туго и упруго» выбрасывали своего временного постояльца в вечность. Стоит ли оговариваться, что исторические личности, о которых идет речь, вступая в границы этого текста, преображаются по законам жан­ ра и видимо, нет смысла искать в их чертах портретного сходства с оригиналом... Но так происходит в любом повествовании. Автор держит в руках пе безупречное зеркало (привилегия божества), а « кристалл ». 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz