Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Они сразу признали друг друга, сразу почувствовали себя соперниками в творчестве (мистической влюбленности в Музу). Пушкин: С дороги двойка, туз идет! Мицкевич: Козырная двойка туза бьет! Оба они были козырями из «пестрого фараона», который мечет вообра­ жение; но игра у каждого была своя (и ставка в ней нешуточная). Два брата- соперника, два «аттических» врага, влюбленные друг в друга. После пушкинского стихотворения «Клеветникам России» Мицкевич счел своего российского двойника предателем дела свободы и врагом страдающей под российским государственным игом Полыни. Взыскующий Адам прокли­ нает все в Санкт-Петербурге, и сам этот город ему ненавистен: У зодчих поговорка есть одна: Рим создан человеческой рукою, Венеция богами создана. Но каждый согласился бы со мною, Что Петербург построил Сатана. С Мицкевичем Пушкин соперничал за благосклонность еще одной демонической чаровницы-вами, вволю помучившей обоих поэтов, - Каролины Собаньской - из породы чародеек, роковых полек, родная сестра Эвелины Ганской, избранницы Оноре Бальзака. Собою чудо хороша и столь же горда, притягательное сочетание. Чего стоит документиро­ ванный факт: Пушкин, обстрелянный рекрут Амура, перед самой же­ нитьбой на Натали написал Собаньской полное «зубной боли в сердце» письмо: «Я плачу...» Собаньская, как свидетельствуют документы, явля ­ лась, кроме всего прочего, агентом III отделения. Одна из более поздних обитательниц нашего фэнсиона, Мура Закревская, сексот ГПУ, любила намекать, что ведет свое происхождение от «беззаконной кометы» Агра­ фены Закревской - что не соответствовало действительности (см. ул. Николаевская. Иллюзионисты ). Скорее на роль ее бабушки, хоть и не по кровному родству, сгодилась бы Каролина Собаньская. Интимное ее прозвище (имаджина) было - Демон. Несомненно, и эта дама являет ­ ся одним из прототипов «Клеопатры Невы». Мистический смысл ситуации. Поединок двух поэтов, в котором ни один не побежден. Послав друг другу вызов на воздушных путях искусст­ ва, они встретились «у барьера» в фэнсионе Трапеция. Стихотворная дуэль. Обменявшись выстрелами, разошлись - каждый в свою сторону (в только ему принадлежащую <область заочпу»). Белый бал В одну из первых белых ночей (еще при майском снежке) в доме Дельвига на Загородном зажигаются свечи во всех люстрах; в залах, убранных цветами, поют соловьи и жаворонки, бьют, шипя, пенистые фонтаны «Аи», «Бордо», 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz