Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

О стихотворное поеланье С улыбкой нежною прочтешь... (1828 г., А. Олениной) Отметив у Демута, в компании школьных товарищей, сакральную для себя дату 19-го октября, годовщину лицея, он на следующий день после маль­ чишника также уехал в Малинники («Хоть малиной не корми, да в Малин­ ники возьми...») - в уездной глуши дожидались его: Прасковья, Зизи, Анна, Алина, Катенька, Нетти... «За Нетти сердцем я летаю», «Алина, сжальтесь надо мною!», «Зизи, кристалл души моей» и т. д. Достойно продолжит заветы Дон-Жуана в фэнсионе в другую поэтиче­ скую эпоху обитавший здесь же неподалеку Конквистадор, поднявший арба­ лет, выпавший из пушкинских рук, - Николай Гумилев. Эхо-магнит. В доме Дельвига нимфа Эхо откликается, как нигде, охотно. ...Антону Антоновичу присылал свои стихи для напечатания в «Север­ ных цветах» второй крупнейший поэт эпохи Евгений Баратынский, «Гам- лет-Баратынский», по слову Пушкина (чрезвычайно раздвоенный, рефлек­ тирующий гений). Софья Дельвиг переписывала его гениальные опусы, рас­ ставляя знаки препинания, в которых поэт был не силен. И она, и Анна Керн, и Алексей Вульф, частый гость этого дома, обожали поэму Баратын­ ского «Бал», находя в ее коллизиях жизнь своего сердца. Софья Дельвиг любила исполнять под рояль, со слезами, как тогда было принято у чувстви­ тельных барышень, романс «Разуверение» («Не искушай меня без нужды», стихи Баратынского, музыка Глинки, еще одного гостя этого дома) - лейтмо­ тив отношений дельвиговского кружка. «Ты ввел меня в семейство добрых муз», писал Евгений Абрамович Дельвигу. Музами выступали отчасти до­ машние барона, обоего пола; он и сам «Муз» до нас дошло семь стихотво­ рений Баратынского, посвященных Антону Антоновичу. Из Пушкинских мадригалов, написанных в тот год, вспомним «Ее глаза» (к Олениной): Опустит их с улыбкой Леля - В них скромных граций торжество. Подымет - ангел Рафаэли Так созерцает божество. Имеются в виду ангелы Сикстинской капеллы (Пушкин особенно любил и высоко ценил этот рафаэлевский шедевр, признавался в стихах, что им од­ ним хотел бы «украсить свою обитель» - и в последнем его пристанище, на набережной Мойки, 12 висела в гостиной копия картины. С мадонной Рафаэ­ ля («моя косая мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец») отожде­ ствлял, в самом личном и сокровенном смысле, жену. И может быть, в том, что не была Наталья Николаевна Пречистой Девой, ангелом непорочности (нельзя и требовать этого от земных созданий), все несчастье Пушкина: болезненно 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz